logo

БРОНЕАВТОМОБИЛИ ВЕРМАХТА

первые победы и боевые трофеи Советской армии в сражении за Киев.

Листаю старый альбом с военными фотографиями периода обороны г. Киева, на глаза попадается довольно редкий кадр – рота НКВД принимавшая участие в боях за город на фоне захваченного ими тяжелого бронеавтомобиля со свастикой и крестами. Это довольно редкий случай в те времена, в основном наши бойцы бросали свою военную технику, захват же бронетехники противника, этот случай был хоть и не единичный, однако командование отмечало их особо, подчеркивая каждый успех на фоне постоянных неудач в условиях полномасштабного отступления по всему фронту.

19 сентября 1941 года Советские войска
по приказу Ставки Верховного Главного
командования оставили г. Киев…
(Освобожден 6.11.1943 г.)

Более 60-ти лет назад, началась битва за столицу Советской Украины, которая закончилась отходом Советских войск и оставлением города в условиях полного окружения немецко-фашисткими войсками.

Листаю старый альбом с военными фотографиями периода обороны г. Киева, на глаза попадается довольно редкий кадр – рота НКВД принимавшая участие в боях за город на фоне захваченного ими тяжелого бронеавтомобиля со свастикой и крестами. Это довольно редкий случай в те времена, в основном наши бойцы бросали свою военную технику, захват же бронетехники противника, этот случай был хоть и не единичный, однако командование отмечало их особо, подчеркивая каждый успех на фоне постоянных неудач в условиях полномасштабного отступления по всему фронту.

Из оперсводки №027 к 22.00 13.7.41 штаб ЮЗФ – Бровары.

«… Противник развивает наступление в направлении ОСТРОПОЛЬ, БЕРДИЧИВ, накапливая мехчасти западнее Киева, его передовые части мотопехоты вели бой с боевым охранением КиУР на р. Ирпень у ГОРОДЕНИЧИ…»

«…Боевое охранение Киевского укреп-района вело бой с передовыми частями противника в ночь с 12 на 13.7 на западном берегу р. Ирпень у Гореничи.

Части КиУР занимают боевые сооружения (доты вокруг г. Киева), усиливаются полевым заполнением: 15 мсп, полком войск НКВД, частями 147 и 206 сд, Киевским артучилищем, 2 и 3 вдбр…»

«В течении 13.7 шли непрерывные дожди, грунтовые дороги розмыты» - именно эта част донесения и обратила на себя мое внимание, примерно в этот период в районе ГОРЕНИЧЕЙ и был захвачен одной из групп боевого охранения полка НКВД один из неповрежденных тяжелых бронеавтомобилей противника увязший в русской грязи, часть бронемашин и мотоциклы попавшие в засаду были уничтожены.

Попавшая в засаду группа тяжелых бронеавтомобилей видимо была из состава разведывательного полка, одной из танковых дивизий подходивших тогда к городу с северо-запада. Это был один из первых трофеев защитников города в период героической обороны Столицы Советской Украины Киева.

А совсем недавно «охотники за металлом» в километре от Цюрупинска Херсонской области в реке Конке, нашли, вытащили и пытались сдать на металлолом еще один немецкий бронеавтомобиль упавший с переправы в 1941 году (кстати с полным боекомплектом) – трехосный Sd Kfz 232 (6- Rad), правда тогда их вовремя остановила дорожно-патрульная служба, когда они пытались его буксировать до пункта металоприемки. И хорошо, что остановила – бронеавтомобиль был укомплектован 50 артиллерийскими снарядами, упакованными в ящики. Теперь он видимо займет достойное место в каком ни будь музее, если чрезмерно предприимчивые отцы района не продадут его в ФРГ, немцы активно ищут свою военную технику и платят довольно хорошие деньги. Германия вообще в поседее время занялась тем, что стала собирать по крупицам свою военную историю, разбросанную в виде уничтоженной или разбитой в свое время военной техники по всему театру военных действий 2 мировой войны. И именно на восточном фронте в период с 1941 по 1942 Германия потеряла на просторах СССР практически весь парк бронемашин Вермахта, в Германию с отступающими войсками вернулись единичные экземпляры однако и те были полностью уничтожены при полном разгроме рейха и не сохранились для истории.

1. ЛЕГКИЕ БРОНЕМАШИНЫ ВЕРМАХТА (КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ).

В годы второй Мировой войны немецкая армия активно использовала несколько типов бронеавтомобилей. Самыми легкими были двухосные броневики, более тяжелые машины имели три оси, а самыми тяжелыми были четырехосные бронеавтомобили.

Согласно Версальскому договору, Германии, потерпевшей поражение в первой мировой войне, было запрещено иметь танки. Тем не менее уже в 20-х гг. на секретных учениях рейхсвера стали появляться неизвестные до тех пор боевые машины, размалеванные пятнами камуфляжа. По своим очертаниям эти машины напоминали французкие танки "Рено", хотя и были повыше. Впрочем, разведки иностранных государств очень скоро успокоились: загадочные машины оказались на поверку... всего лишь искусно сделанными макетами из реек, фанеры и ткани и служили для учебных целей. Для пущей важности макеты устанавливали на автомобильные шасси.

В 1925 -1929 гг. в Германии были созданы отдельные батальоны, состоявшие из фанерных макетов, смонтированных на базе легковых автомобилей "Опель" и "Ганомаг". На маневрах рейхсвера в сентябре 1932 г. вблизи польской границы были демонстративно показаны новые "секретные" бронеавтомобили. Они оказались просто легковыми автомобилями "Адлер", одетыми под боевые машины. По мнению генералитета Германии, все это должно было подействовать на поляков устрашающе и воочию убедить их в возрастающей мощи немецкой армии.

Когда Германии заявили протест о несоблюдении Версальского договора, немецкие дипломаты парировали его утверждением, что это всего лишь "военная игра". На самом же деле на бутафорских машинах отрабатывалась тактика реальных сражений. А впоследствии, когда появились настоящие боевые машины, фанерная бутафория служила для дезинформации противника. Такую же роль выполняли и "лжетанки", разработанные и построенные в 1941 г. Они имели борта из листового железа, которые навешивались на легковые армейские автомобили - "кюбельвагены".

Что касается бронеавтомобилей, то это были поначалу легкие двухосные машины на шасси легковых автомобилей "Адлер". Крыша у них отсутствовала, а в передней части за небольшим щитом устанавливался пулемет. Имелись в войсках и более мощные, трехосные броневики с двумя задними ведущими осями. Это были защищенные броней армейские грузовые автомобили, главным образом "Мерседес-Бенц", а также "Магирус" и "Бюссинг-НАГ". Внешне все эти броневики были очень похожи. Оружие могло устанавливаться в двух вариантах: два пулемета или 20-мм пушка и пулемет. Были построены также бронеавтомобиль на базе трехосного армейского грузовика "Крупп" и другие машины, не получившие распространения. Но все это было только начало.

На ряду с дезинформацией в виде фанерных бронетанковых частей рейхсвер рассматривал вопрос о ускорению работы по созданию новейших образцов бронетанковой техники в том числе и бронеавтомобилей. Для ускорения работ было принято решение пойти по уже проверенному пути и создавать новую бронетехнику на базе уже имеющихся шасси серийно выпускаемых грузовых автомобилей. В середине 1929 года Департамент вооружений ( Waffenamt WaPruef 6) выдал техническое задание на разработку новой бронеавтомобильной техники. По экономическим соображениям технические требования были довольно скромными. Например, не требовалось обеспечить плавучесть бронеавтомобилей, а так же возможность использования их в качестве бронетраспортеров – хотя эти требования планировали применить но они нашли применения в более поздних моделях. Требования ограничивались созданием бронеавтомобилей на базе шасси существующих грозовых автомобилей с приводом на одну или две задние оси.

Sd. Kfz. 221.В 1935 г. на Берлинской автомобильной выставке экспонировались шасси трех новых типов легковых автомобилей армейского образца: легкого, среднего и тяжелого. Тяжелый привлек особое внимание посетивших выставку специалистов. Мощный V-образный двигатель был расположен сзади, а рулевое колесо установлено с обратным уклоном - будто специально для того, чтобы не задевать наклонный лист лобовой брони. Словом, ни дать ни взять - готовое шасси под броневик. Специалисты не ошиблись - не прошло и трех лет, как эти шасси, уже покрытые броневыми листами и увенчанные башенками, стали поступать в войска. Это были легкие двухосные бронеавтомобили "Хорьх".

Легкий полноприводной бронеавтомобиль. Предназначался для разведки и штабной службы. Разработан фирмой Eisenwerken Weserhiitte на шасси Auto Union/Horch 801/EG. С 1935 по 1944 год фирмами Horch, MNH и Weserhuette, всего до конца войны была выпущена 2371 машина.

на фото Sd. Kfz. 221.

К началу операции "Барбаросса" в немецких войсках насчитывалась 961 бронемашина этой серии - Sd.Kfz.221, 222 и 223. В условиях российского бездорожья очень скоро выяснилось, что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов имеют ограниченную тактическую подвижность. К концу 1941 года на Восточном фронте была потеряна 341 машина, 3начительно более эффективным оказалось их применение в Северной Африке в составе разведывательного батальона 5-й легкой дивизии Африканского корпуса.

   Во время войны 20 бронемашин Sd.Kfz.222 и Sd.Kf223 получила болгарская армия. Броневики участвовали в операциях по борьбе с югославскими партизанами на территории Македонии, оккупированной болгарскими войсками. С конца1944 года они использовались в боевых действиях против немецких войск. В 1938 году Германия поставила Китаю 18 Sd. Kfz.221 и S( j. Kfz.222. Эти машины принимали участие в боях с японцами.

Машина являлась стандартным легким бронеавтомобилем вермахта на протяжении всей второй мировой войны. Экипаж ее состоял из трех человек. Бронеавтомобили

модификации A имели двигатель мощностью 76 л. с. В 1941 - 1943 гг. выпускалась усовершенствованная модель (модификация B), имеющая двигатель большей мощности (90 л. с.) и тормоза с гидравлическим приводом.

 

на фото Sd. Kfz. 222.

По вооружению имелось два основных варианта броневика "Хорьх". Машина с 7,92-мм пулеметом в небольшой вращающейся башенке обозначалась как Sd. Kfz. 221. (Буквы Sd. Kfz. являлись сокращением от слова Sonderkraftfahrzeuge - специальная машина). В советской литературе тех лет броневик назывли "Хорьх I". Машина с 20-мм пушкой имела башенку больших размеров и обозначалась как Sd. Kfz. 222. Этот бронеавтомобиль у нас называли "Хорьх II". Был также броневик типа "Хорьх", вооруженный противотанковой пушкой с коническим каналом ствола (калибра 28/20 мм). Благодаря сужающемуся каналу начальная скорость снаряда достигала 1400 м/с, бронебойность составляла 40 мм на дистанции 400 м.


Sd. Kfz. 222 из дозора танковой колонны Вермахта – попал в засаду устроенную бойцами из состава боевого охранения КиУР 1941 г.

Башенки выполнялись без броневой крыши, сверху они были закрыты откидной металлической сеткой. Выпускались и безбашенные машины для радиосвязи (Sd. Kfz. 260 и 261).
Все колеса бронеавтомобилей "Хорьх" были ведущими и управляемыми. Шины - пулестойкие. Максимальная скорость составляла 80 км/ч.

Модификация Sd.Kfz.223 - радиомашина для обеспечения связи разведывательных подразделений. Радиостанции Fu 10 или Fu 19, позже Fu 12. Складывающаяся рамочная антенна, на машинах поздних выпусков заменена на штыревую. Пулемет MG 34 в открытой сверху семигранной башне. Боевая масса 4,4 т. Изготовлено 550 единиц.

Sd.Kfz.260/261 - машина связи для танковых и моторизованных частей. Варианты различались радиостанциями - Fu 7 с телескопической штыревой антенной у Sd. Kfz.260 и Fu 12 с рамочной антенной у Sd.Kfz.261. Боевая масса 4,26/4,3 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено 493 единицы

ОБЩИЕ ТТХ СЕРИИ ЛЕГКИХ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ Sd.Kfz. 221-260

БОЕВАЯ МАССА

4,8 т

ЭКИПАЖ

3 чел.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина - 4800 мм
Ширина - 1950мм
Высота - 1987 мм
База - 2800 мм
Дорожный просвет - 260
Колея - 1610/1646 мм

ВООРУЖЕНИЕ

1 x 20 мм (KwK 30), 1 х 7,92 мм (MG 34)

БОЕКОМПЛЕКТ

180 выстрелов и 1050 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

 

БРОНИРОВАНИЕ

лоб и башня - 14,5 мм (позже 30), борт и корма - 8 мм

ДВИГАТЕЛЬ

Horch V-8-108 8-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, 75 л.с. (81 л.с.) или 55 кВт при 3600 об/мин , V=3517 см 3

ТРАНСМИССИЯ:

механическая планетарная (5+1) сухое однодисковое сцепление

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

колесная формула

4х4

подвеска

независимая на двух спиральных пружинах

тормоза

гидравлические

размер шин

210-18

СКОРОСТЬ

макс.: 80 км/ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

350 км.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

подъем, проц. - 20, ширина рва - 0,25 м, высота стенки - 0,25 м, глубина брода - 0,6 м.

2. Тяжелые бронеавтомобили Вермахта.

Наряду с легкими бронеавтомобилями, велись разработки тяжелой бронетехники. Первый тяжелый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение вермахта. Производился фирмами Daimler-Benz, Bussing-NAG и Magirus. С 1932 по 1937 год изготовлен 151 броневик . Бронеавтомобили первых серий оснащались полукруглыми передними крыльями и упрощенным воздухо-забоником радиатора, не защищенным бронированным жалюзи. Позднее округлые крылья уступили место крыльям угловатой формы, а воздухозабонник прикрыли при помощи бронированных жалюзи. Еще позже бронеавтомобили получили треугольный бронещиток, закрывающий ступицы колес. Бронеавтомобили, выпущенные фирмой Magirus , отличались особой формой передней части кузова и высоко поднятыми передними крыльями.

Всего существовало три модификации бронеавтомобилей этого типа, разнящихся между собой вооружением и оснащением.

Sd.Kfz.231 (6-Rad) - базовая модификация. Сварные корпус и башня со скошенными броневыми листами. Базовое шасси с передним расположением двигателя и двумя постами управления. Машины разных фирм - изготовителей внешне отличались лишь деталями.

Модель представляла собой тяжелый бронеавтомобиль, предназначенный для проведения разведки и поддержания пехоты. Это были дорожные бронеавтомобили, рассчитанные на эксплуатацию местности с развитой дорожной сетью. Проходимость бронеавтомобилей этих типов оставляла желать лучшего.

Корпус бронеавтомобилей собирался из гетерогенных бронеплит толщиной 8 (борт, крыша) и 14,5 (лобовая броня) мм. По сути это было лишь противопульное бронирование которое могло выдержать лишь попадание осколков и обстрела из легкого стрелкового оружия.

В передней части корпуса размещалось двигательное отделение. Боевое отделение занимало среднюю и заднюю часть корпуса. В боевом отделении располагались передняя и задняя рулевые колонки, так что бронемашина могла двигаться как вперед так и назад не разворачиваясь, водитель лишь менял свое место. Экипаж бронеавтомобиля составлял 5 человек, пятым был дополнительный радист.

Двигатель был закрыт бронеплитами. В верхней и боковых стенках капота находились закрытые крышками люки, обеспечивающие доступ к двигателю. Внутрь боевого отделения можно было попасть через двери в бортах кузова. Обзор с переднего места механика-водителя обеспечивали четыре стекла. Заднее водительское место оборудовалось только тремя щелями две по бокам и одна сзади. Ходовая часть имела шесть колес, подвешенных к раме при помощи маятников и амортизированных при помощи маятников и амортизированных при помощи плоских рессор. Ведущими были две задние оси. Рулевое управление действовало на переднюю ось. Обе задние оси несли сдвоенные колеса. Шины низкого давления типа Continental резиновые, пневматические. Ступицы колес штампованы из металлического листа и защищены дополнительной броней толщиной 4 мм. Колеса накачивались при помощи ножного насоса.

Sd.Kfz.232 (6-Rad) - schwerer Panzerspahwagen (Fu). Радиостанция FuG Spr “А” с антенной рамочного типа. Изготовлено 123 машины Sd.Kfz.231 и 232.

Sd.Kfz.263 - Panzerfunkwagen - бронемашина связи с радиостанцией большого радиуса действия. Башня - не вращающаяся. Вооружение - один пулемет МG34. Боекомплект 600 патронов. Изготовлено 28 единиц.

Тяжелые бронеавтомобили Sd. Kfz. 231/232/263(6-Rad) в 1935 - 1941 годах состояли на вооружении разведывательных подразделений танковых, легких и моторизованных дивизий вермахта. Они принимали участие в оккупации Рейнской области, аншлюссе Австрии в марте 1938 года, захвате Судетской области Чехословакии осенью 1938 года и аннексии Чехии и Моравии в марте 1939-го. Все это были бескровные операции вермахта. Боевое же крещение тяжелые шестиколесные бронеавтомобили получили в ходе польской кампании, при этом 10-15 машин оказались потеряны. Применяли их и в боях во Франции, и в операции “Барбаросса”. К началу 1942 года в боевых частях панцерваффе практически не осталось броневиков этого типа. Основные же потери были именно в 1941, так как не подготовленная к условиям бездорожья немецкая техника была лакомым кусочком для противотанковой техники, так как маневренность вне дороги бронемашин резко сокращалась делая ее отличной мишенью для ПТР и крупнокалиберных пулеметов..

ОБЩИЕ ТТХ СЕРИИ ЛЕГКИХ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ
Sd. Kfz. 231/232/263(6-Rad)

БОЕВАЯ МАССА

5,7 т

ЭКИПАЖ

4 чел.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина - 5570 мм
Ширина - 1820мм
Высота - 2250 мм
База - 3000+950 мм
Дорожный просвет - 260 мм
Колея - 1600 (передние), 1380 (задние внутр.), 1820 (задние нар.) мм

ВООРУЖЕНИЕ

1 х 20 мм (KwK 30), 1 x 7,92 мм (MG13 или MG34)

БОЕКОМПЛЕКТ

200 выстрелов, 1500 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

 

БРОНИРОВАНИЕ

лоб - 14,5 мм, борт и корма - 8 мм, башня - 8...14,5 мм

ДВИГАТЕЛЬ

Daimler-Benz M09, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, 65 л.с. (48 кВт) при 2900 об/мин, V=3663 см 3

ТРАНСМИССИЯ:

КПП Maybach MSD 4 (5+1), сухое двухдисковое сцепление, двойной дифференциал

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

колесная формула

6х4

подвеска

на полуэллиптических листовых рессорах

тормоза

гидравлические

размер шин

6.00-20

СКОРОСТЬ

макс.: 65 км/ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

300 км.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

подъем, проц. - 20, глубина брода - 0,6 м.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция FuG Spr Ger "a"

  Тогда, в 1941 на Киевских улицах солдаты и офицеры НКВД с интересом рассматривали захваченный ими под ГОРЕНИЧАМИ «танк на колесах», им оказался бронеавтомобиль серии Sd.Kfz.231.

Пониженная проходимость в условиях бездорожья серией тяжелых бронеавтомобилей поставила перед армейским руководством непростую задачу – с одной стороны по планам военной компании предполагалось захватывать территории пользуясь готовыми шоссейными дорогами, с дугой стороны командование вермахта предполагала использование бронетехники в условиях бездорожья и для достаточной проходимости на местности, стали разрабатывать новые, четырехосные бронемашины. Первая в мире серийная четырехосная полноприводная бронированная машина стала продолжением серии тяжелых бронеавтомобилей Sd. Kfz. 231/232/263(6-Rad). Машина стала основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта периода второй мировой войны, по проходимости практически не уступавший танкам. Разработан фирмой Bussing-NAG в 1934 году. С 1936 года по октябрь 1943 фирма Deutsche Werke изготовила 966 единиц.


МОДИФИКАЦИИ:

Sd.Kfz.231(8-Rad) - базовая модель. Сварной корпус с большими углами наклона броневых листов. Шестигранная сварная башня с 20-мм пушкой и пулеметом МG 34. Передний и задний посты управления.

Sd.Kfz.232(8-Rad) - schwerer Panzerspahwagen (Fu) - радиостанция FuG 12 с антенной рамочного типа. На машинах поздних выпусков имелась штыревая антенна с "метелкой". Изготовлено 607 машин обеих модификаций. Sd .Kfz.233-башня отсутствует. В открытом сверху боевом отделении установлена 75-мм пушка StuK 37 L24. Изготовлено 119 единиц.

Sd.Kfz.263(8-Rad) - Panzerfunkwagen - бронемашина связи. Неподвижная высокая броневая рубка с рамочной антенной. За рубкой устанавливалась телескопическая антенна высотой 9 м. Изготовлено 240 единиц.

  Тяжелые четырехосные бронеавтомобили семейства Sd. Kfz. 231(8-Rad) находились на вооружении вермахта практически всю войну. Они входили в состав тяжелых броневых взводов разведывательных подразделений танковых соединений.

     Sd.Kfz.233 использовались в качестве машин огневой поддержки, a Sd.Kfz.263 - в качестве машин связи в штабах танковых и моторизованных дивизий.

     В конце марта 1945 года в войсках оставалось еще 334 не поврежденных бронеавтомобиля всех модификаций.

Общее ТТХ бронеавтомобиля серии Sd.Kfz.231 (8-Rad)

БОЕВАЯ МАССА

8,3 т

ЭКИПАЖ

4 чел.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина - 5850 мм
Ширина - 2200мм
Высота - 2350 мм
База - 1350+1400+1350 мм
Дорожный просвет - 270 мм
Колея - 1600

ВООРУЖЕНИЕ

1 х 20 мм (KwK 30 или KwK 38), 1 x 7,92 мм (MG13 или MG34)

БОЕКОМПЛЕКТ

180 выстрелов, 1500 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

Телескопический прицел TZF 6

БРОНИРОВАНИЕ

лоб - 15 мм, борт и корма - 8 мм, крыша - 6 мм, башня - 6..15 мм

ДВИГАТЕЛЬ

Bussing-NAG L8V, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 150 л.с. (110,4 кВт) при 3000 об/мин, V=7913 см 3

ТРАНСМИССИЯ:

КПП трехскоростная (3+3), демультипликатор, однодисковое сухое сцепление, самоблокирующийся дифференциал

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

колесная формула

8х8

подвеска

независимая на полуэллиптических листовых рессорах

тормоза

механические

размер шин

210-18

СКОРОСТЬ

макс.: 85 км/ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

300 км.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

подъем, проц. - 30, глубина брода - 0,6 м, высота стенки - 0,5 м, ширина рва - 1,24 м

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция FuG Spr Ger "a"

В свое время по дорогам Западной Европы бронированные колонны вермахта прошли почти как на параде. Но после нападения на СССР, встретившись с мужественным отпором Красной Армии, они стали нести большие потери. Только за первые полгода войны - с 22 июня по 31 декабря 1941 г. враг лишился 2656 танков и 970 бронеавтомобилей. Не научили немецкое командование довольно ощутимые потери среди бронеавтомобильного парка в Польше, надлежащие выводы сделаны небыли, и поэтому с первого же дня войны бронеавтомобильный парк таял на глазах. Поначалу немецкому командованию удавалось организовать их ремонт в полевых условиях, однако в последствии потери стали столь ощутимы, что ремонтные части перестали справляться с поставленными перед ними задачами. Поэтому для пополнения частей бронетехникой немцы начали использовать трофейную – бронемашины и танки, захваченные не только в первые месяцы на территории СССР, но и награбленную со всей захваченной Европы. Но об этом позже.

Major©
2003 г.

номер 52 » Архів номерів » номер 14 » БРОНЕАВТОМОБИЛИ ВЕРМАХТА