logo

БРОНИРОВАННАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ТАНКА

(БРЭМ – Бронированная ремонтно-эвакуационная машина)

Для любой армии в условиях войны каждый танк или бронетранспортер имеет особое значение, посему своевременное возвращение в строй боевой техники является первостатейной задачей ремонтно-эксплуатационных частей. Нередко эвакуацию боевой техники приходится проводить буквально из-под обстрела, поэтому чаще всего базой бронированной ремонтно-эвакуационной машины являлась серийные танки, которые переоборудовались под конкретную задачу. С танка снимали башню, комплектовали лебедкой, крановой стрелой, другими необходимыми приспособлениями.

 

 

     Для любой армии в условиях войны каждый танк или бронетранспортер имеет особое значение, посему своевременное возвращение в строй боевой техники является первостатейной задачей ремонтно-эксплуатационных частей. Нередко эвакуацию боевой техники приходится проводить буквально из-под обстрела, поэтому чаще всего базой бронированной ремонтно-эвакуационной машины являлась серийные танки, которые переоборудовались под конкретную задачу. С танка снимали башню, комплектовали лебедкой, крановой стрелой, другими необходимыми приспособлениями. По началу в виде шасси для БРЭМ использовалась база устаревших довоенных танков, однако, когда технические возможности устаревшей техники переоборудованной в условиях фронтовых ремонтных частей достигли технического предела, кроме того, потребность в подобных машинах резко возросла и за разработку БРЭМ взялись более ответственно, поставив сборку и комплектацию этих машин на поток.

 

 

     В Великобритании в годы войны  наибольшую известность  получили БРЭМ, разработанный на базе танков «Крусейдер», «Ковенантер», «Кентавр», «Кавальер», «Кромвель», «Рем» и «Черчилль». На первых БРЭМ английского производства получивших маркировку Мк1 конструктивных особенностей особых предусмотрено не было. На месте снятой башни ничего не устанавливали, оставив боевое отделение открытым, только укомплектовали лебедками, стрелой крана  и т.д., а для повышения грузоподъемности установленной кран-балки шасси было доукомплектовано выдвижными опорными плитами.  Нечто подобное было и у немцев – в качестве первых БРЭМ были использованы устаревшие танки Т-III и разношерстный парк трофейных танков, чаще всего советских – Т-34 со снятой башней и фактически открытым боевым отделением. После активного использования подобным машин в условиях боя и первых потерь технического состава – и англичане, и немцы решили не экономить на жизнях своих танковых механиков. Новые британские Мк-2 на базе танка «Черчилль», а так же последующие разработки Мк-3 и Мк-4 – на базе танка «Черчилль» и «Шерман», отличались от первых модификаций уже полным бронированием. 

Для этой цели на шасси танка оставляли башню, убрав из нее орудие, а на освободившемся месте оборудовали рабочее место крановщика уже защищенного со всех сторон броней, при этом обзор необходимый для подъемных работ значительно увеличен.

 

 

Модификации отличались типом крановой стрелы. А в некоторых случаях имели сразу две стрелы с различной грузоподъемностью – в носовой и кормовой части танка. У немцев же учитывая потери среди личного состава танково-ремонтных частей тоже появились модернизированные БРЭМы на базе танка Т-VI, где вместо башни был установлен кран со складной стрелой и с углом разворота с грузом на 180 градусов. Последующая эволюция этого вида техники в фашисткой Германии была скорее связанна с увеличением веса эвакуируемых танков, ибо видимо для начала немцам пришлось отказаться от модернизированных в «технички» трофейных «русских танков» Т-26 и Т-34 так как они уже явно не справлялись и использовать в качестве шасси для БРЭМ технику на базе «Пантеры» (Бергепантер) а в последствии на базе восстановленных «Тигров» и даже «Фердинантов».

     Так называемых «Бергефердинантов», самых тяжелых БРЭМ за всю историю второй мировой войны, было выпущено не более 5 шт. Шасси этой артустановки плохо подходило для такого использования из-за малой удельной мощности. Хотя за счет демонтажа боевой рубки с орудием и накладных бронеплит подвижность машины заметно возросла, серийно выпускавшиеся «Бергепантеры» (PzKw-V Recovery Panther) были гораздо лучше и от тяжелой модификации из переоборудованной тяжелой «самоходки» отказались.
БРЭМ советского производства чаще всего встречаются на исторических фотографиях в виде самого распространенного шасси Т-34 со снятой башней и оборудованным на корпусе складной стрелой крана или кузова от грузовика ЗИС-5 укрепленного в районе моторного отсека. Не редко попадаются фотографии БРЭМ на базе СУ-85 со снятой пушкой открытым тентованным верхом и установленным сверху деревянным откидным кузовом с укрепленными по бокам ящиками «зип» и дополнительными емкостями для топлива.

Как собственно британцы  и немцы в Красной Армии для БРЭМ тоже использовалась восстановленная в условиях полевых мастерских танковая техника различных модификаций, которую нельзя было уже использовать в качестве боевой машины. Самым распространенным в конце войны и после ее был БРЭМ на базе морально устаревающего среднего танка Т-34-85. Эти модификации еще долго использовались в Советской Армии, вплоть до прихода на их смену целой серии специально разработанных для этих целей новейших на то время модификаций вроде БРЭМ-1, БРЭМ-2, БРЭМ-3, БРЭМ-4 и т.д.

    Американские БРЭМ во время второй мировой войны  тоже создавались на базе серийных танковых шасси, но с очень кардинально техничным отличием в подходе к этой проблеме. Если немецкие, британские и советские БРЭМ были переоборудованы из вышедшей из строя или морально устаревшей боевой техники, американцы развернули серийное производство БРЭМ-ов непосредственно на стадии выпуска. При этом воспользовавшись лишь базой серийного танка, сконструировав свою бронированную ремонтно-эвакуационную машину практически с нуля. От чего их модели были хорошо продуманны и достаточно укомплектованы. Типичным примером того периода может служить американская БРЭМ М32. В танковой башне с установленной на ней системой отстрела 81-мм  дымовых гранат обеспечивающих постановку дымовой завесы в момент эвакуации подбитого танка с поля боя, было оборудовано место крановщика (грузоподъемность крана составляла 27,2 т), а в передней части корпуса была установлена Л-образная стрела. Практически вся верхняя поверхность машины использовалась для крепления различного инженерного оборудования и инструментов. БРЭМ М32 выпускались в нескольких модификациях. На базе танка М3 была разработана БРЭМ М31 с краном в кормовой части. Англичане на начальном этапе так же переоборудовали часть восстановленных в прифронтовых мастерских М3 «Грант» в БРЭМ, правда при этом, сильно не вдаваясь в вопросы комплектации - просто демонтировав башню с вооружением и установив на ее место мощный кран. Таких моделей было не так много ибо серийно выпускаемые БРЭМ М31 и БРЭМ М32 уже начали активно поставляться союзникам и надобность в подобном «отверточном» переоборудовании боевых танков отпала. При этом массовое производство специализированных БРЭМ всех модификаций в США было поставлено на такие широкие рельсы, что в скорее встал вопрос об рациональном использовании все прибывающих и прибывающих на фронт машин, часть из которых за ненадобностью пришлось перепрофилировать в артиллерийские тягачи или транспортеры боеприпасов.

 

     Американские специалисты при этом признают, что несмотря на массовость выпуска и удачную компоновку БРЭМ М32, у нее был достойный соперник  -  немецкий аналог на шасси танка «Пантера» (PzKw-V Recovery Panther), который по своей мощности и функциональности оставил далеко все машины своего класса периода второй мировой войны. Собственно это объяснялось тем, что немцы имели на вооружение больше тяжелой бронетехники, когда как союзникам хватало мощности уже имеющихся серийных модификаций которые вполне успешно справлялись с задачами по эвакуации и ремонту поврежденной бронетехники на поле боя.
Одной из необычных модификаций БРЭМ, которых не было ни у одной из воюющих сторон кроме как у американцев – были так называемые «Пляжные БРЭМ».
При планировании высадки союзников в Нормандии встала задача об эвакуации неисправной и поврежденной техники не только непосредственно на побережье, но даже на мелководье.  С этой целью в 1943 году были разработаны и испытаны две модификации БРЭМ М31 и М32 на базе танков «Шерман», «Грант» и «Черчилль» «пляжного типа» BARV (Beach Armoured Recovery Vehicle). Для обеспечения забора воздуха для нормальной работы двигателей в кормовой части были установлены воздухоприемные и выхлопные трубы, корпус был герметизирован. Таким образом, эти специальные БРЭМ могли действовать в воде на глубине до 2,1 метра. Экипажи прошли легководолазную подготовку, в их экипировку включили дыхательные аппараты и маски, которые использовались для закрепления буксира на утонувшей при высадке или заглохшей в воде технике.

Во время испытаний модель «Черчилль» BARV была снята с производства в связи с невозможностью стопроцентной герметизации из за технических люков по бортам танка. Самым удачным шасси для «пляжного БРЭМ» был признан танк «Шерман». Специалисты компании РЕМЕ, которым поручили модернизацию БРЭМ М32 «Шерман» заменили, штатный бензиновый двигатель, на дизельный, что дало возможность увеличить глубину погружения «пляжного БРЭМ» до 3,5 м. 

 

     На машину были установлены дополнительные лебедки, в комплект навесного оборудования включили деревянные трап-сходни, которые применялись при высадке БРЭМ с борта десантного корабля для плавного схода в воду у берега. Кроме того были добавлены индивидуальные средства спасения экипажа.
Такие «пляжные» модификации успешно применялись во время высадки союзников на Сицилии в Нормандии. Был даже курьезный случай, когда по ошибке высаженный «пляжный БРЭМ» вне основной зоны высадки войск обратил в бегство гарнизон немецких укреплений, которые, увидев необычную машину у своих амбразур, приняли на новое смертоносное оружие союзников.
Следующей «пляжной» модификацией,  но уже после войны была созданная британцами на базе серийного танка БРЭМ «Центурион». В отличии от уже снятого с вооружения «Шермана» М32 BARV новая машина действовала на глубине всего 2,9 метра. В передней части корпуса, как и в предыдущей модели, был оборудован специальный упор для выталкивания с мели десантных катеров и небольших боевых кораблей, в кормовой части установлена лебедка для вытаскивания на берег поврежденной боевой техники.

     После второй мировой войны, в СССР, тогдашняя военная доктрина одну из основных ролей в возможной войне с западными странами отдавала именно советским танкам. Исходя из полученного боевого опыта, были разработана целая серия бронированных ремонтно-эвакуационных машин как гусеничных (Т-54Т, Т-55Т, БРЭМ-1,2,3), так и колесных (МТП, на базе БТР-152; БРЭМ на базе БТР-60, БТР-70; БРЭМ-К на базе БТР-80). Со временем появились даже десантируемые БРЭМ-Д на базе легкого БМД.

     Послевоенные БРЭМ, которые производили в СССР были уже не плодом инженерной фантазии фронтовых инженеров и механиков, модернизировавших вышедший из строя танк, устанавливая на нем дополнительное, иногда самодельное инженерное оборудование – это были серийные модификации выпускаемых на заводах танков с хорошо укомплектованным экипажем и набором необходимого грузоподъемного оборудования. Первые модификации серийных танков, используемые для БРЭМ имели маркировку «Т» - «технический». Так появились такие модификации как Т-54-Т, Т-55-Т и т.д. Все они были укомплектованы сложенной поворотной крановой стрелой, лебедками, дополнительно укрепленными на корпусе ЗИПами с запасными частями, сварочной аппаратурой и кузовом для запасных танковых агригатов.

     В 1986 году,  несколько видов БРЭМ, таких как Т-54-Т и Т-55-Т успешно был использован на работе по расчистке радиоактивных завалов и эвакуации зараженной техники из зоны ЧАЭС.  Там же успешно применялись специальные инженерные машины разграждения ИМР серийно созданных на базе тех же Т-55 в 1969 году. В отличии от БРЭМ, ИМР предназначенная в первую очередь для прокладки дорог по пересечённой местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов даже в условиях повышенной радиации. Множество БРЭМ и ИМР на базе Т-54 и Т-55 нашли свое место вечной стоянки в 30-клометровой зоне вокруг Чернобыльской атомной станции им. Ленина. 

 

     Основная советская специально сконструированная бронированная ремонтно-эвакуационная машина с маркировкой БРЭМ-1 появилась значительно позже. Будучи уже серийным образцом многоцелевой инженерной машины, она предназначалась в первую очередь для эвакуации аварийных танков и другой техники из зоны действия на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, эвакуации застрявшей техники и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании танков в полевых условиях. Благодаря хорошо продуманному и компактно установленному вспомогательному оборудованию, советская БРЭМ была способна выполнять поставленную задачу даже под шквальным огнем противника:
- эвакуируя технику при различных видах застревания, требующих усилие до 100 тс.;
- буксирование танков и БМП в различных дорожных условиях на буксировочных тросах или полужестком буксировочном приспособлении;
- снятие и установку агрегатов и сборочных единиц массой до 12 т.;
- земляные работы по отрытию укрытий, расчистке проходов;
- техническую помощь при ремонте и обслуживании танков в полевых и боевых условиях.

 

     Создана БРЭМ-1 была на базе шасси основного танка Т-72, в городе Омске под руководством А. А. Морова. Принята на вооружение в 1975 году под маркировкой «Проект 608».
Аналогами советскому БРЭМ-1 на западе были  БРЭМ  М-51 созданный в США на базе тяжелого американского танка М-103 с смонтированным на нем краном с выдвижной стрелой большой грузоподъемности, М-88 созданный на базе среднего танка М-48, различные модификации технических машин на базе единого танка М60, а так же несколько ему подобных моделей на базе других серийных танков зарубежных стран типа британского БРЭМ ЧИФТЕН проект F.V. 4202, или индийского БРЭМ «Виджиянта».

     На сегодняшний день, лучшим зарубежным БРЭМ в мире признана дальнейшая модификация американской БРЭМ М88А2. Эта модификация принята на вооружение НАТО и активно закупается армиями членов Северо-Атлантического альянса.

 

     Практически ей не уступает по качеству и функциональности ее российский аналог БРЭМ-80У и украинский аналог БРЭМ-84. Они были созданы для смены морально и технически устаревшей БРЭМ-1 доставшейся обеим странам в наследство от Советской Армии. Однако с поступлением на вооружение танков нового поколения Т-80 при их эксплуатации начали возникать трудности из-за усложнения материально-технического снабжения танковых подразделений. Кроме того, технические характеристики БРЭМ-1, разработанной Конструкторским бюро транспортного машиностроения более двадцати лет назад, не в полной мере удовлетворяют современным требованиям для технической помощи в условиях боя. На этом фоне выход на международный рынок российского танка Т-80У и его украинского аналога «Оплот» выявил естественное желание покупателей иметь и соответствующие их характеристикам БРЭМ. Украинский аналог БРЭМ-84 выпускается ХКБМ им. Морозова г. Харьков.
Экипаж машины состоит из четырех человек (в украинской версии 3 человек): механика-водителя, командира, слесаря-специалиста по системам и сварщика-такелажника, должность которого в украинской БРЭМ-84 совмещает слесарь-специалист. Кроме того, в российской версии БРЭМ-80У установлено сиденье для пятого человека, что позволяет, при необходимости, иметь на БРЭМ еще одного специалиста либо вывозить раненых с поля боя.

    Для войскового ремонта танков семейства Т-80, обе машины комплектуются запасными частями и инструментом, которые размещаются в двух контейнерах на грузовой платформе.
Вооружение БРЭМ состоит из зенитной пулеметной установки калибра 12,7 мм открытого типа, личного автоматического оружия экипажа, ручного гранатомета РПГ-7 и сигнального пистолета. Маскировка на поле боя осуществляется пуском дымовых гранат.

     Для улучшения условий работы экипажа в различных климатических зонах на машине установлен кондиционер.

     Для сохранности дорожных покрытий на БРЭМ возможна установка асфальтоходной гусеницы с резиновыми накладками.

     Помимо БРЭМ-84 в Украине созданы  БРЭМ на базе колесных БТР-3У (аналог БТР-80) и  новейший  отечественный БТР-4, которые имеют возможность оказывать техническую помощь не только на суше, но и на воде – эвакуируя поврежденную при высадке боевую технику на побережье. Бронетранспортер оснащен поворотной стрелой крана, сварочным и прочим ремонтным оборудованием. Для его устойчивости при грузоподъемных работах на суше, на БТР установлены выдвижные гидравлические упоры.

     Кроме описанных выше в Украине и по сей день модернизированы и производятся БРЭМы на базе БМП-3, Т-72 (БТС-5Б Львовский ремонтно-механический завод), и еще ряд машин подобного типа изготавливаемых на базе войсковых ремонтных частей оставшихся на территории Украины и вошедшие в состав нашей армии. Именно эти машины зарубежные покупатели берут наиболее охотно, ибо техники проданной и СССР и в последствии Украиной  на эксплуатации в других странах достаточно и спрос на различные типы БРЭМ украинского производства по прежнему есть.

Major©

номер 52 » Архів номерів » номер 19 » БРОНИРОВАННАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ТАНКА