logo

ПУЛЯ В КОЛЕСЕ

СЛАБОЕ МЕСТО В ОБОРОНЕ

Почти с момента создания автомобилей, интерес военных и специальных служб к этому виду техники не угасал ни на день. Сегодня бронированный автомобиль – это неотъемлемый атрибут военных, полицейских, высокопоставленных чиновников, политиков, бизнесменов, государственных учреждений и дипломатических служб.

      

     Почти с момента создания автомобилей, интерес военных и специальных служб к этому виду техники не угасал ни на день. Сегодня бронированный автомобиль – это неотъемлемый атрибут военных, полицейских, высокопоставленных чиновников, политиков, бизнесменов, государственных учреждений и дипломатических служб.

     Автомобили, так называемой второй группы бронирования, где броня – скрытая, в основном используются в государственных правительственных спецслужбах. Милиция, армия, охранные фирмы и спецслужбы тоже имеют в своем распоряжении бронированные машины. Это автомобили первой группы, где броня не скрыта.

      Несмотря на различие в группах, общие признаки у бронированных машин все же имеются. В первую очередь, находящиеся внутри автомобиля защищены от пуль огнестрельного оружия. Во вторую очередь – это дистанционный пуск двигателя, автоматический контроль за состоянием электроцепей, если вдруг случится несанкционированное проникновение в систему электрообслуживания автомобиля. Автомобиль оснащен детекторами магнитных мин, в выхлопной трубе имеется сетка – вставка на случай преследования. На крышках топливных баков имеются надежные замки. При всем этом безопасность людей, находящихся внутри, соблюдена очень тщательно – при столкновениях, переворотах машины или наездах сзади никто не будет травмирован.

      Если речь идет об инкассаторских автомобилях, то кроме толстой брони, машины оснащены специальными бойницами и фальшбойницами – на случай нападения и обстрела. Но самое слабое место у всех автомобилей, это колеса. Если борт машины можно укрепить и отражать броней все пули, вплоть до крупнокалиберных, то стандартное колесо имеет ограниченный технический резерв по усовершенствованию. В свою очередь закрыть его броней, тоже технически неудачная идея.
Если шины будут спущены, то можно даже хорошо бронированный автомобиль обездвижить и уже спокойно его расстрелять из всех видов имеющегося оружия. Поэтому вопросу пуленепробиваемости покрышек и у военных и у специальных служб уделяется очень серьезное внимание.

      Например, в условиях боевых действий неожиданная остановка транспорта из-за пробитой шины может стоить сидящим в нем солдатам жизней. Самым слабым местом и в без того малобронированном многоцелевом бронетранспортере HMMWV (Humvee), построенном на базе Хаммера и принятом на вооружение ВС США, как раз считаются его колеса.

  

     В конструкции специальных и военных автомобилей, предусмотрена автоматическая подкачка пробитых колес, так же применяются специальные минеральные составы, которые после введения в покрышку способные законопатить пробоину в резине. Однако, как показала практика войны армии США в Ираке и в Афганистане, подобные средства, разве что, годятся для мирного времени. А вот в военное время, даже специальная система автоподкачки, и разные минеральные составы не спасает положения, и остановить Хаммер, да и любой другой военный автомобиль, можно как с помощью СВУ (самодельного взрывного устройства), так и просто прострелив ему шины вогнав в нее с десяток пуль, из обычного АК-47.

      Есть, конечно, конструкции покрышек с металлическими вставками, позволяющими некоторое время двигаться автомобилю на пробитых шинах, однако стопроцентных средств, противодействия пробитию покрышки, до последнего времени найдено не было. Ни одна из применяемых на сегодняшний день систем не удовлетворяет американских военных полностью. Тем более что боевые действия американцы в основном ведут в городских условиях и обозначенная «проблема конвоя» с каждым новым столкновением становится всё актуальнее. Ну а тот факт, что украинские военные и правоохранители, периодически, привлекаются по международным договорам к миротворческим миссиям в горячих точках, то этот вопрос актуален и для Украины.

      Военными НАТО, в качестве «идеального варианта» рассматривается такая покрышка, которая обладала бы обычными свойствами в повседневной эксплуатации и при этом не теряла их после прицельного попадания. То есть продолжала функционировать, как ни в чём не бывало, позволяя, удалится от места обстрела быстро и на большие расстояния.

 

НЕСДУВАЙКА АРМИИ США

      На разработку NPT (non-pneumatic tire) – безвоздушных шин, не чувствительных как к прямым попаданиям пуль, так и близким взрывам СВУ, Пентагон выделил $18 млн и дал срок на исследования 4 года.

      Новое решение данной проблемы предложили компания Resilient Technologies и Центр полимерной инженерии при университете Висконсина в Мэдисоне. В результате совместной работы на свет появился прототип NPT-шин, изготовленных из полимера и со структурой, похожей на соты. Сотовая конфигурация профиля новых шин позволяет им выдерживать больший вес, более эффективно рассеивать тепло, по сравнению с обычными покрышками и быть устойчивыми к прямым попаданиям и пропускать через себя часть осколков от взрыва СВУ.

      Разработка, стартовав в начале 2006 года, длился два года, и возможно за основу была взят французский патент компании Michelin – проект полиуретановых колес Tweel, так как к работам была привлечена часть специалистов подразделения французского концерна «Michelin» в США. И, несмотря на то, что в вопросе «нестудвайки» компания Resilient Technologies официально является конкурентом Michelin, официальных претензий, от последней, после объявлении о создании новой пуленепробиваемой покрышки для армии США, не последовало.

      Основу технологии Tweel, составлял полиуретановый корпус в виде гибких клиновидных спиц. Материал отличался повышенной износостойкостью и проявлял амортизационные свойства, аналогичные традиционным шинам, – за счёт своей упругости. Когда Tweel начинает качение, гибкие полиуретановые спицы поглощают дорожные неровности аналогично пневматическим шинам. Боковина и протектор также деформируемые (то есть способные вернуть себе первоначальную форму). Расположение спиц, по задумке создателей, можно менять в зависимости от характеристики транспортного средства и условий эксплуатации.

      Косвенно об использовании идеи Michelin в американском аналоге, свидетельствует само конструктивное решение, но в этом случае у разработчиков Resilient Technologies, получилась более удачная компоновка - полимерные соты. С одной стороны езда на такой покрышке стала жёстче, чем на Tweel. Но ведь задачу комфортабельного передвижения на Хаммере никто перед разработчиками не ставил. Зато увеличилась износостойкость и грузоподъемность покрышки. Замечу, что у Tweel , несмотря на свои достоинства, все же имеет и недостатки. Самый весомый из них — внушительные вибрации, возникающие на скоростях свыше 90 км/ч. Если все же водитель сумел, таки, разогнаться до скорости и повыше, его ждут еще два сюрприза — шум и нагревание покрышки.

      В связи с тем, что армия США заказала покрышки для внедорожников с условием повышенной износостойкости, скоростные приоритеты перед разработчиками не ставились. Во главу угла ставилась надежность, и компания Resilient Technologies с этой задачей справилась. Помимо большей надёжности покрышки NPT обладают лучшими термодинамическими характеристиками. То есть лучше отводят тепло – площадь поверхности контакта с атмосферой гораздо больше, чем у обычных шин. Самая ценная для военных характеристика этой покрышки, это то, что даже при 30% ее разрушении, это не повлияет на манёвренность Хаммера.

      Соты выполнены в классическом шестигранном стиле, но с учётом действующих на колесо сил. В качестве кандидата на роль несущей конструкции рассматривались многие полимеры. В итоге отобрали некий состав, который устроил военных: которых бы устроил ресурс пробега 15 000 километров. В свою очередь компания гарантирует пробег новых шин в 15 тысяч миль, что соответствует 24140 километрам.

      В апреле 2008 года тесты NPT прошли на полигоне Национальной гвардии США в Уосо (Wausau). Размерность покрышек полностью соответствует требованиями Humvee – 37 дюймов (94 сантиметра). Но, в принципе, они могут применяться и на других колёсных транспортных средствах. Сама по себе шина не отделяется от колеса, но имеет унифицированное крепление и полностью взаимозаменяема с обычными колесами. Каждая шина, по спецификации производителя, выдерживает нагрузку до 1746 килограммов.

      По сведеньям, размещенным на сайте Главного Управления Разведки МО Украины, технология покрышек NPT после испытаний, была принята на вооружение армии США. С 2011 начались запланированные поставки этих изделий в армейские подразделения, действующие в первую очередь в зоне военных конфликтов.

 

 

 

ВОЕННЫЕ ТОЛКАЮТ ПРОГРЕСС ВПЕРЕД

      Не секрет, что развитию военных технологий сопутствует развитие их гражданских аналогов. Если бы армии США не понадобилось изобретать новое колесо, возможно бы в ближайшие 100 лет, мы бы ездили на классической воздушной покрышке. Вдумайтесь – новая «безвоздушная» разработка поставила под угрозу рынок объёмом прибылей более $120 миллиардов! Какая корпорация позволит себе такие убытки?

      У новых «безвоздушных» гражданских аналогов классических покрышек, при этом, есть ряд ощутимых преимуществ, в том числе отсутствие необходимости обслуживания, возможность использования сменного протектора и последующей переработки, а ещё – лучшая поперечная устойчивость. Например, на тестах мишленовских Tweel, установленных на Audi A4, удалось в пять раз превзойти традиционные шины по показателю той самой поперечной устойчивости.

      Судя по всему, мировые лидеры в производстве покрышек, оказались не готовы к этому вызову! И видимо компанию Michelin, вынудили «притормозить коней». Ибо после успешных испытаний, неожиданно для всех руководство этой французской компании заявило, что до середины этого столетия не собирается пускать в серию свою новинку!

      После успеха американцев, как то не верится, что в компании Michelin, нашли какие-то очень уж радикальные недостатки в технологии Tweel, что, вот так вот просто, в убыток себе остановить дальнейшую разработку и внедрение безвоздушных покрышек.

      Скорее всего, речь идет о корпоративном сговоре, что бы дать возможность «подтянуться» таким производственным гигантам как Bridgestone, Goodyear и прочим. Однако пока «толстосумы» топчутся на месте пытаясь выжать из старых технологий последние миллиарды, им на пятки уже начали наступать различная «мелкота». Причем, предлагаемые на суд потребителя «безвождушки» настолько разнообразны по технологии и решению, что, возможно вскоре, компаниям Michelin и AIRLESS:Resillent, скорее всего, придется серьезно потесниться с позиций лидеров, уже в первой половине этого века.

Major©

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

 

номер 52 » Архів номерів » номер 33 » ПУЛЯ В КОЛЕСЕ