ПОЛИЦИЯ ПОЛЬШИ

7-мь ПОЛИЦЕЙСКИХ ИСТОРИЙ ОДНОЙ СТРАНЫ

       История польской полиции восходит к незапамятным временам, когда Польша еще не была полноценным государством и представляла из себя всего несколько удельных  средневековых княжеств. Как таковой полиции тогда на той территории не было – зато были «законники» внимательно следившие за соблюдением правопорядка…  Это одна из немногих европейских полицейских систем которые за свою историю перестраивались кардинально несколько раз.


В истории польской полиции можно выделить 7 наиболее ярких этапов, начиная от первых минцмейсторов и каштелян, заканчивая современной полицией Третьей Польской республики.

 

Этап первый: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ «ЗАКОННИКОВ» до КАРОННОГО МАРШАЛА РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.

     Еще со средних веков на территории будущей единой Польши функцию надзора за законом исполнял  минцмейстер, которого и можно назвать прообразом современного полицейского.  Были и свои (в современном понимании) участковые и следственные органы - таковыми являлись пфальцграф (komes pa?acowy), наместник, каштелян, а также юстициариус, занимавшийся розыском преступников и следствием по их делам.  Уже в XIII веке со становлением монархии полицейские функции перешли к великому коронному маршалу, с тех пор началась выстраиваться структурированная правоохранительная система. Одновременно со становлением Речи Посполитой  расширялась и юрисдикция правоохранительной системы. В сельской местности возник институт старосты. Последний, (в тесном контакте с воеводой) осуществлял полицейские и судебные функции в сельской местности и на всех дорогах,  проходящих в пределах его юрисдикции.  Вторая половина XVIII века (правление Станислава Понятовского) ознаменовалась широкими реформами в жизни страны. В 1775 году решением Постоянного Совета был создан Департамент полиции, находившийся под контролем великого маршала. А в 1791 году Сейм утвердил создание Комиссии Полиции Обоих Народов, во главе которой встал великий коронный маршал Михал Мнишех.

 

Этап второй: Падение Речи Посполитой, оккупация европейскими державами.

     Падение Речи Посполитой привело и к серьезным изменениям в полицейской сфере. Полицейская система менялась трижды – сначала она была перестроена по русскому образцу, потом по-немецки, потом по-французски. Все зависело под властью какой страны находится польская территория.

     Так сменив русских, прусаки создали свою жандармерию, а после ухода пруссаков и создания Наполеоном I Варшавского полицию перестроили по французской системе. По французскому образцу была введена должность комиссара полиции (назначаемого королем), в ведении которого находились вопросы безопасности и общественного порядка. Система эта просуществовала до 1813 года.

 

ОТ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАТНО К РУССКИМ ЖАНДАРМАМ

    Поражение французского императора привело к краху Варшавского герцогства. Польша окончательно утратила независимость и была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. На территориях, занятых последними, организация полиции, в принципе, осталась той же. В то время, как в Царстве Польском, созданном Александром I, главной задачей полицейских структур стало подавление малейших всплесков недовольства политикой России и каких-либо поползновений в отношении независимости. Тайной полицией руководили полицмейстер Свечин и генерал-майор Ловицкий. Вскоре она была переименована в Высшую тайную полицию. А в 1817 году было создано Центральное Бюро полиции для Варшавы и Царства Польского. Шефом муниципальной варшавской полиции (одного из отделов Бюро) стал вице-президент столицы Матеуш Любовидзкий.

 

ОТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ МИЛИЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ РЕСПУБЛИКИ

     Начало 1-ой Мировой войны привело к серьезным изменениям в общественно-политической жизни на всех аннексированных польских землях. 11 октября 1914 года создаются первые сугубо польские полицейские службы, действующие под контролем оккупационных властей. В ходе войны они разные названия - Гражданская охрана, Городская милиция, Гражданская милиция - и просуществовали вплоть до 1918 года. На этот раз правоохранительную систему Польши начали строить на основе опыта британской и французской полиции.  Просуществовала эта полицейская система с 17 июня 1919 года по сентябрь 1939 года.

Фашистская оккупация.

     Полиция Республики Польской осуществляла свою деятельность вплоть сентября 1939 года. И уже на оккупированных немцами территориях была попытка создания некого местного полицейского формирования по немецкому принципу. «Синяя полиция» (также известна как «голубая полиция»; польск. Granatowa policja, укр. Гранатова поліція), была малоэффективна для борьбы с преступностью, ибо немцы набирали в нее случайных людей, иногда с сомнительным прошлым. Подразделения «Синей полиции» в конце концов, вместо поиском бандитов превратились в охранные батальоны, и использовалась немецкой оккупационной администрацией для охраны тюрем и лагерей. Официально распущена Польским комитетом национального освобождения 27 августа 1944 года после освобождения Польши от немецких захватчиков.

МО – ГРАЖДАНСКАЯ МИЛИЦИЯ

     Декрет Польского комитета национального освобождения (ПКНО) о создании гражданской милиции (МО - Milicji Obywatelskiej) был издан 27 июля 1944 года. Руководство милицейскими формированиями на местах возлагалось на начальников управлений МОБ (Министерство Общественной Безопасности). Руководил милицией Главнокомандующий, или главный комендант. Кадры гражданской милиции комплектовались преимущественно из бойцов Армии Людовой, активистов ППР (Польская Рабочая Партия) и Батальонов Хлопских, а также лояльных коммунистам членов Социалистической и Крестьянской партий.  Советская милицейская система просуществовала в Польше по май 1990 г.

 

ПОЛИЦИЯ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ – РЕФОРМЫ И ДОВЕРИЕ НАРОДА

     Стоит сказать, что для правоохранительной системы Польши это был наиболее сложный этап в ее истории. Одно дело война, другое дело глубокие реформы в рамках социальных, политических и экономических перемен. С 10 мая 1990 г.  ведомство внутренних дел, олицетворяющее предыдущий политический режим было ликвидировано, а его место занял новый центральный орган исполнительной власти под таким же названием, но созданный для нужд демократического государства. Главный вопрос на повестке дня – как вернуть доверие граждан к правоохранительной системе?

     Сегодня, по данным социальных исследований, полиции доверяет 72 процентов поляков. Это третий место в рейтинге, большим доверием пользуется лишь военные (74%) или общественное польское телевидение(85%). Полицейские обогнали даже католическую церковь (61%), которая, как известно, имеет большое влияние у наших восточных соседей. Для сравнения в 1987 году полицейским доверял лишь каждый четвертый поляк. Это скажу я вам очень впечатляющий результат реформ. В чем же польский секрет?

     Но чтобы добиться таких результатов, полякам пришлось пройти непростой путь. В посткоммунистической Польше милиция, как сейчас у нас, ассоциировалась с коррупцией, взяточничеством, произволом. Милиционер использовалось почти, как бранное слово и им пугали детей. Изменить ситуацию удалось с помощь радикальных реформ. Конечно, не настолько крутых как в Грузии, где подчистую разогнали правоохранительные органы, и набрали на их место новых людей. В Польше кадровая чистка коснулась лишь руководящего состава. Независимо от занимаемой должности всем начальникам пришлось писать рапорт об увольнении. А если они желали остаться в правоохранительных органах, то карьеру им приходилось делать с самых низов.

     Параллельно был усилены и требования к кандидатам в полицейские. Чтобы одеть мундир полицейского нужно пройти жесткий отбор, сдать экзамены, в том числе психологические тесты на пригодность работы в полиции. Кадровому вопросу уделяли едва ли не первостепенное внимание. Полицейским добавили зарплату.  Правда это был не основной фактор, как оказалось на качество работы полиции влияет не размер зарплаты, а система контроля. А его реформаторы порядком ужесточили. Была создана внутренняя «полиция в полиции», ее цель – выявление сотрудникoв полиции, которые нарушают закон (коррупция, преступность). Появился департамент жалоб и дисциплинарных процедур. А в каждом воеводстве введена должность уполномоченного по правам человека. Особую роль стал играть общественный контроль, а также контроль со стороны СМИ.  Раньше в МО уровень раскрываемости преступлений рисовали около 90%. Как говорится, есть ложь, большая ложь и статистика. Поляки решили отказаться от этих лже-показателей, которые толкали полицейских на различные нарушения и фальсификации. Отныне главным критерием работы полиции стало оценка общества, определяемая с помощью социсследований. После этих нововведений уровень раскрываемости сразу снизился и стал более реалистичным. К примеру, в 2011 году он составил 67,7 процента.

     Но коренные преобразования в работе полиции все же произошли не из-за внешних изменений, не просто из-за переименования милиции в полиции. Кардинальные перемены настали, когда сами полицейские стали думать по-другому и относится к своей работе. Важно, что полиция должна служить обществу, а не наоборот. Изменился стиль работы с репрессивного, существовавшего ранее, на превентивный (профилактика правонарушений). Постепенно  полиция из милитаристического органа постепенно превратилась в более гражданский, аполитический институт.

     Сегодня на каждые 380 жителей Польши в среднем приходится один полицейский. В процентном соотношении на офицеров полиции приходится 17.4%, младший офицерский состав - 27.7%, рядовых полицейских - 34.1% и констеблей - 20.8%. Большинство личного состава полиции Польши составляют люди до 40 лет. Их доля в общем личном составе составляет более 71%.

     Основная часть имеет среднее образование (77%), 20%- высшее образование и только 3% личного состава имеют профессионально-техническое образование. Более 10% личного состава полиции приходится на женщин. Базовый курс обучения польских полицейских чётко нацелен на приобретение ими специализированных навыков и умений. По окончании обучения, помимо приобретения теоретического “ноу-хау”, слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки и умения. Во время процесса обучения большое внимание уделяется формированию таких необходимых полицейскому качеств как дисциплинированность, честность, принципиальность, ответственность, храбрость и др.

     Вступление в ЕС облегчило польской полиции доступ к различного рода опыту Евросоюза и к финансовым средствам. В рамках программ по безопасности дорожного движения представители польской полиции участвуют в рабочих группах ЕС, имеют непосредственное влияние на общеевропейские правила, улучшилось снабжение и экипировка полицейских. Кроме того, полицейские участвуют во многих международных учениях, обмене опытом, направленными на улучшение безопасности. Большинство этих мероприятий реализуется в рамках Европейской Организации Полиции Дорожного Движения «TISPOL», членом которой является польская дорожная полиция. 

 

Александр РУЧКО

Главная » Архив номеров » номер 48 » ПОЛИЦИЯ ПОЛЬШИ