logo

ППД - Окопная "метла" Василия Алексеевича Дегтярёва

ППД-40 – первый полноценный советский ПП

     Может, кто обратил внимание, но оружие одной эпохи всегда имеет много общего, причем если не конструктивно, то хотя бы по внешнему виду, поэтому можно всегда сказать, даже не зная этой конструкции,  что тот или иной вид оружия создан примерно до или после войны или революции. После первой или второй мировой войны. Если внимательно изучить историю, то в каждой стране мы найдем одного, двух новаторов, которые определили своими разработками направление целых веток развития различных видов стрелкового оружия. В Германии ветку пистолетов-пулеметов начал развивать Хуго Шмайссер, в США - Джон Толивер Томпсон…  а вот в России и СССР родоначальником целого направления пистолетов-пулеметов стал Василий Алексеевич Дегтярёв, соратник и ученик знаменитого оружейника Федорова.

     И кстати, в ответ на различные традиционные обвинения Дегтярева в плагиате (читай статью «ДОСТОЙНЫЕ ПРОТИВНИКИ»), хочу напомнить, что свой первый автоматический карабин он изготовил еще в 1916 году!  А в 1918 году уже при советской власти, возглавил на Ковровском пулеметном заводе опытное конструкторское бюро автоматического стрелкового оружия организованного знаменитым российским оружейником Владимиром Григорьевичем Федоровым, которому в свою очередь советская власть поручила развивать и производить автоматическую винтовку его собственной разработки. О ней мы поговорим в другом обзоре, а пока вернемся к Дегтярёву.

 

От идеи до «металла».

     Итак, пистолеты-пулеметы… По сути весь 20 век это развитие науки и техники от войны к войне. И если военные не всегда учились на своих ошибках, инженеры зрили, так сказать в корень дел прошедших, для победы в делах грядущих.

     В СССР работы над созданием новых пистолетов-пулеметов начались еще в середине 20-х годов. Первоначально ими планировали вооружить младший и средний офицерский состав, заменив пистолеты и револьверы. В 1926 году Артиллерийское управление РККА утвердило технические требования для пистолетов-пулеметов. Не сразу был выбран боеприпас для нового вида оружия. Первоначально пистолеты-пулеметы планировали изготавливать под патрон 7,62×38 мм Наган, но позже по ряду технических причин, предпочтение было отдано маузеровскому патрону 7,63×25 мм, который тогда уже был принят на вооружение РККА

     В 1930 году начались испытания опытных образцов первых советских пистолетов-пулеметов. Свои разработки представили Токарев (под патрон 7,62×38 мм Наган) и Дегтярев с Коровиным (под маузеровский патрон). В рамках конкурса, проведя всесторонние исследования представленного оружия, руководство РККА забраковало все три образца.  Причиной этому были неудовлетворительные тактико-технические характеристики представленного оружия: небольшой вес образцов вместе с высокой скорострельностью давал очень низкую кучность стрельбы.

     Три года и 14 модификаций потребовалось Дегтярёву, что бы его пистолет-пулемет наконец удовлетворил военных. Несколько раз менялась форма и конструкция затвора, емкость магазина и многое другое. Например, в первых модификациях ППД стрелял с закрытого затвора, в дальнейшем с открытого. В 1935 году военные, наконец, согласились на опытное производство ППД – и начали с 30 экземпляров. Однако изделие из этого опытного производства так и не вышло в серию.

     По-прежнему выявлялось много недоработок. Но работы над моделью не останавливались, недоработки выявлялись буквально на стрельбищах и изделия модернизировались прямо на ходу. В 1936-м — уже было произведено 91 штук, в 1937-м — 1 291 штука, в 1938-м — 1 115 штук, в 1939-м — уже 1 700, в общей сложности — чуть более 5 000 экземпляров под обозначением «пистолет-пулемёт образца 1934/38 гг. системы Дегтярёва». Также его иногда обозначали как «2-й образец», а все предыдущие модели с 1934 года — «1-й образец».

     С точки зрения устройства и принципа действия ППД представлял собой типичное изделие пистолетов-пулемётов первого поколения, создававшихся в основной массе по образцу немецких MP18, MP28 и «Рейн металл» MP19. Действие автоматики было основано на использовании энергии отдачи свободного затвора. Основные детали оружия, как и у всех образцов того времени, были выполнены на металлорежущих станках, что и обусловило малую технологичность в массовом производстве и высокую стоимость.

     Ствол пистолета-пулемёта Дегтярёва — нарезной, имеет четыре нареза, Снаружи ствол имеет слегка конусную гладкую поверхность с кольцевым выступом и резьбой в казенной части для соединения со ствольной коробкой (коробом-кожухом), а также выемкой для зуба выбрасывателя. Ствольная коробка (в Наставлении она именуется «коробом-кожухом», по аналогии с коробом пулемёта) служит для соединения частей оружия в единое целое. Спереди к ней на резьбе присоединяется перфорированный кожух ствола, служащий для предохранения рук стрелка от ожога о нагретый ствол, а ствола — от механических повреждений при ударах и падениях оружия. Кстати форма и длинна отверстий в кожухе, от модификации к модификации, менялась несколько раз.

     Спусковой механизм ППД размещён в отдельной спусковой коробке, хвост которой при сборке оружия надевается на выступ короба и закрепляется шпилькой. Он обеспечивает ведение огня одиночными выстрелами или очередями. Для переключения режима огня в спусковом механизме имеется соответствующий переводчик, выполненный в виде расположенного перед спусковой скобой флажка. На одной стороне флажка нанесена цифра «1» или надпись «один» — для одиночной стрельбы, на другой — число «71» или надпись «непр.» — для стрельбы автоматическим огнём.

     И вот еще, про 71 патрон, барабаны под ППД были разработаны на емкость 73 патрона. А почему там клеймо 71 – сейчас поясню, у моделей до 1940 года было два магазина по конструкции отличавшихся от модификаций после 40 года. И да, кто бы, что не говорил, конструкция барабана была тоже оригинальная, хоть и внешне похожая на барабан к финскому СУОМИ конструкции Коскинена. Его разработкой занималось сразу четыре оружейника Комарницкий Чернко, Шелков и сам Дегтярев. Они собрали его буквально за неделю, до этого ППД комплектовался магазинами на 25 патронов. Вся проблема была в том, что Дегтярев не захотел убирать шахту под магазин, и просто нарастил на коробчатую его часть барабан. 

     У этого барабана нижняя часть была выполнена барабанной с пружиной, а продолжался он вверх коробчатой частью, что давало возможность вставить магазин как обычный коробчатый в горловину затвора. Единственная проблема – длинна коробчатой части, на длину шахты, была на 6 патронов, и что бы эти последние 6 патронов попали в патронник, был предусмотрен специальный толкатель, который частенько клинил. Поэтому приходилось сбрасывать магазин, что бы его расклинить, и вставлять еще раз теряя патрон. 

     Эту проблему решили только в последних модификациях после 40 года, когда пришлось переделать цевье, убрать шахту магазина, и снять с барабана коробчатую часть. После этого задержки были устранены вообще. Правда, от прямых коробчатых магазинов на 20 патронов тоже пришлось отказаться.  

     Вообще после 40 года ППД был кардинально модернизирован. Ведь финскую войну он встретил в стадии глубокой модернизации и ряда технических тупиков ставили чуть ли не крест на дальнейшем его производстве буквально за несколько месяцев до его боевого крещения.

 

Вмешался случай… война.

 

     В 1939 году из-за затягивания с доведением ППД до серийной модификации, и принятием решения о взятии на вооружение РККА самозарядной винтовки Токарева СВТ,  по приказу Артуправления от 10 февраля 1939 года, ППД был убран из производственной программы 1939 года, заказы заводам на его производство — аннулированы,

     Имевшиеся в РККА экземпляры сдали на склады, законсервировав на случай военных действий. И тут грянула финская война. Благо завезенные на склад пистолеты-пулеметы были полностью укомплектованы, и даже снабжены боекомплектом, так что экстренно снять оружие с хранения и отправить его в войска не составило труда.

      А заставило это сделать военное руководство СССР - отсутствие в войсках современного автоматического стрелкового оружия в условиях лесистой местности, где враг был вооружен легкими автоматами СУОМИ, а бойцы РККА - устаревшими «трехлинейками», свело на нет все преимущество СССР в живой силе и технике. Современные танки, пушки и самолеты оказались бессильными в болотах и лесах, без хорошо вооруженной пехоты.  

     Финны же навязывали тактику ближнего боя, где воздушная и артиллерийская поддержка была малоэффективна. Так продолжалось до тех пор, пока РККА не вывело на театр боевых действий хорошо подготовленные отряды военных профессионалов, которые в будущем будут называть спецназ на вооружение, которого были те самые ППД.

     Пистолет Пулемет тут же зарекомендовал себя в боевой обстановке с хорошей стороны.  Огонь ППД  оказался эффективным до 300 м при стрельбе одиночными выстрелами, до 200 — при стрельбе короткими очередями. Длинными очередями эффективность снижалась до 100 метров. Что бы прижать к земле огнем противника на 300 метрах, необходим был огонь сразу из нескольких пистолетов-пулеметов. Это был серьезное оружие в руках серьезного противника, и финны уже привыкшие к своим успехам, вдруг начали нести большие потери и неудачи.

      По сути, финскую войну СССР выиграл небольшими маневренными группами опытных диверсантов-лыжников, вооруженных легким стрелковым скорострельным оружием. Хваленные финские лыжники вооруженные современными на то время СУОМИ столкнулась с более обученными советскими десантниками вооруженными аналогичным по своим боевым характеристикам оружием, причем русские стояли на лыжах не хуже финнов.  Финалом этой битвы спецназов был секретный рейд лыжников РККА на Хельсинки по льдам замёрзшего финского залива.

     Захват Хельсинки – столицы страны, в обход эшелонированной обороны дотов, ставил Финляндию на грань полного краха, и Маннергейм быстро просчитав шансы, запросил перемирие. Вошедшие в предместья столицы Финляндии советские спецназовцы ушли обратно на территорию СССР по льду, так же тихо, как и пришли. Об этом многокилометровом лыжном рейде известно немного, История до сих пор находится под грифом секретности, как и состав подразделения этих самых лыжников вооруженных исключительно ППД. На том война и закончилась, а вот вопросы, в целом к подготовке РККА остались. И это был урок! Очень важный и ценный урок, который впоследствии сыграл большую роль в победе СССР над Германией. Так что финская компания была последним жестким предвоенным свисточком…

     Почему свисточком? А ведь победы могло бы и не быть… Я уже говорил, что в  феврале 1939 года, буквально за несколько месяцев до Финской войны, единственные пистолеты-пулеметы, стоящие на вооружении Красной Армии  - ППД- были сняты с производства, официально сняты с вооружения РККА, изъяты из частей и сданы на оружейные склады.

     «Правдолюбцы пера», подпевая «генеральной лини» партии, своими опусами о вредном влиянии капиталистического запада, убеждали руководство государства, что ППД есть оружием «вредным» и даже «опасным для армии»!!!  Конструкторские недостатки ставились в вину всему типу пистолетов-пулеметов. Сам Ворошилов, вместе с Буденным, занимались публичным «шапкозакидательством», убеждая Генсека Сталина в том, что новое оружие не сделает Красную Армию более победоносной, чем она есть на данный момент.

      После успешного применения ППД в специальных операциях десантников сыгравших ключевую роль в успехах РККА на финском фронте – любая критика автоматического оружия в высшем руководстве армии резко прекратилась. Военный заказ возобновили, и поставили задачу срочно модернизировать пистолет-пулемет с учетом выявленных недостатков во время боевых действий.

     15 февраля 1940 года Дегтярев представил на испытание модернизированный образец ППД, разработанный с участием конструкторов Ковровского завода С. Н. Калыгина, П. Е. Иванова, Н. Н. Лопуховского, Е. К. Александровича и В. А. Введенского. Эта модернизированная модель и представлена в программе.  Она имеет разрезную ложу из двух частей, расположенных до и после магазина и снабжённых предназначенными для его установки металлическими направляющими упорами, что позволило применить «нормальный» барабанный магазин, без отростка для установки в горловину.

      Ёмкость магазина без этого отростка под шахту магазина -  сократилась до 71 патрона, вот вам и надпись 71, при этом надёжность подачи патронов в патронник существенно возросла. Правда, использование секторных магазинов от предыдущих модификаций обр. 1934 года на 25 патронов стало невозможным. Кроме того, часть выпуска получила кольцевой «намушник» для предохранения мушки от повреждений.

     Этот вариант был утверждён в производстве 21 февраля 1940 года Комитетом обороны при СНК и принят на вооружение как «пистолет-пулемёт образца 1940 года системы Дегтярёва». Его выпуск начался в марте того же года. Всего за 1940 год было выпущено 81 118 ППД, что сделало его модификацию 1940 года наиболее массовой. Все ППД тут же поступили в войска.

     Через год пистолет-пулемет Дегтярева получил второе боевое крещение. Выпуск его продолжался до конца 1942 года, после чего его сменил более совершенный и куда более технологичный в производстве пистолет-пулемёт Шпагина, разработка которого была начата параллельно с развёртыванием массового выпуска ППД, в 1940 году.

     Последним массовым выпуском ППД в СССР был так называемый «блокадный» - это когда в условиях блокады города Ленинград  было изготовлено почти 43 тысячи пистолетов-пулеметов этой модели. Все они пошли на вооружение войск на Ленинградском и Карельском фронтах. Многие ППД ленинградского производства имели вместо секторного прицела упрощённый откидной, измененный предохранитель и ряд других незначительных отличий.

     После 1942 года, ППД снят с производства, и постепенно вытесняется из войск, а к 1944 году выведенные из обращения и недопоставленные в войска Дегтяревы забрасываются партизанам Тито в Югославию.  Было заброшено более 5000 пистолетов-пулеметов этого типа. В последствии ППД достаточно долго стоял на вооружении армии Югославии под маркировкой ППД-М40.
     Вот на том, история некогда скандального, и выстраданного создателями пистолета-пулемета, решившего, кстати, исход хоть и небольшой, но очень важной для дальнейшей истории войны, почти и закончилась. Почти закончилось. Небольшое количество ППД находится сегодня на оружейных складах бывшего СССР на консервации, единичные экземпляры иногда всплывают на театрах боевых действий в горячих точках восточной Европы. Это то что известно. Так что имидж эксклюзивного пистолета-пулемета партизан и спецназа, даже через, почти 80 лет.. он, по-прежнему за собой сохраняет.

Александр МАЙОРОВ

Обсудить на форуме можно ТУТ

номер 52 » Архів номерів » номер 49 » ППД - Окопная "метла" Василия Алексеевича Дегтярёва