logo

ПОЧТИ ДАРЕНОМУ "САКСОНУ" В МОТОР НЕ СМОТРЯТ

БТР САКСОН - БРИТАНСКАЯ БРОНЯ В УКРАИНСКИХ РЕАЛИЯХ

Министерство обороны Украины закупило 75 легких бронемашин британского производства «Saxon» на сумму около 3,8 млн долларов. Что купила Украина? Металлолом или все же... БТР?

Министерство обороны Украины закупило 75 легких бронемашин британского производства «Saxon» на сумму около 3,8 млн долларов.

 

 

 

БРОНЕСЕКОНХЕНД ИЛИ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ?

      Эта сделка вызвала не только на самой Украине но и во всем мире достаточно серьезный резонанс. Оно и понятно – за 25 лет, у Британии из Европы никто не покупал этот БТР. Причин в этом много, одна из которых – предубеждение военных. Дело в том что даже на родине в Англии, генералы британской армии всегда были не высокого мнения о боевых возможностях этого бронеавтомобиля. Вот Бывший начальник британских ВС Ричрд Даннат прокомментировал эту сделку с Украиной так, что переданные Украине БТР «Saxon» бесполезны для боевых операций и даже опасны для тех, кто будет в них находиться.

     -  «Я изъял их из эксплуатации в армии Великобритании в 2005–2006 годах как совершенно неподходящие для текущих операций, поэтому считаю невероятным, что их продают или дарят несчастным украинцам», – сказал генерал, при этом он добавил, - «Британия поставила эти машине Украине, демонстрируя "широкий жест" поддержки, но все же машина не соответствует требованиям военных». Скорее всего, британец имел в виду что БТР «САКСОН» скорее машина полицейская, нежели военная. 

 

     И все же эти БТРы появились у нас на вооружении. Давайте теперь разберемся – чем было это решение для Украины… ошибкой, или все же решением военной проблемы. А проблема есть – нехватка легкой колесной бронетехники в зоне АТО на Юго-Востоке сказывается во всем.  Взять хотя бы громкое расследование ДТП в Константиновке, где бронированный гусеничный тягач МТЛБ попав в ДТП посреди города, задавив на тротуаре ребенка. Как оказалось машину использовали для поездки по городу совсем не для буксировки тяжелой артиллерии, или личного состава – в МТЛБ находился всего лишь экипаж из двух человек, и машина двигалась без сопровождения машины ВАИ.

 

     По результату расследования военное руководство АТО уже сейчас решило вообще запретить выезд гусеничной бронетехники в город без сопровождения. Однако военные на чем-то ездить по городу, или по дорогам, в зоне проведения антитеррористической операции должны.

 

     Еще «советские» колесные БТР и БРДМ устарели не только морально, но и технически, да и тех в последнее время по разным причинам военным не хватает.  Старичок «САКСОН» по сравнению с ними – «автомобиль хоть куда, в полном расцвете сил».

    Скажу больше – дошло до того, что еще пол года назад, военные занимались кустарной доработкой всего, что может двигаться и имеет больше двух колес. Навешивали бронеплиты даже на ржавые грузовики. В условиях боевых действий в зоне, где развита система автомобильных дорог, просто необходимо иметь соответствующую колесную бронетехнику – достаточно бронированную и достаточно скоростную, что бы контролировать эти дороги. 

 

МНЕНИЕ «ЗА» - ИДЕАЛЬНАЯ ДЛЯ ДОРОГ

 

     Бронетраспортер Saxon (AT105) производства GKN Defence (Великобритания) является универсальным военным транспортным средством 4x4, с выдающимися внедорожными характеристиками для использования в городских условиях и на поле боя в зоне этих самых дорог.

     Машина создана вначале 1970-х годов британской компанией «GKN Defence» в инициативном порядке. На базе бронетранспортера были разработаны полицейские бронеавтомобили AT100, с колёсной формулой 4х2, и AT104, с колёсной формулой 4х4. Позже на базе AT104 была разработана модификация AT105, получившая название Saxon. Машина создана на шасси 4-тонного британского армейского грузовика «Bedford MK» и использует многие его узлы и компоненты.

     В машине имеется место для водителя, командира и 8-10 человек , достаточно места для складирования дополнительной аммуниции, противотанкового оружия и боеприпасов. Просторное внутренне пространство делает его идеальным для перевозки экипажа, скорой помощи, мобильного командного центра. Бронетраспортер Saxon (AT105) защищен лучше даже многих гусеничных бронированные машин, обеспечивая для экипажа защиту от 5,56 мм и 7,62 мм пуль из Автоматического оружия, стреляющего в упор, противотанковых мин массой до 9 кг, и 155 мм.

 

     В принципе по своему бронированию «САКСОН» немного лучше чем «БРДМ» и «БТР», имея 14 мм двухслойной брони, он имеет внутреннюю защиту экипажа от осколков и окалины в виде специальной обшивки салона, чего нет в используемых нынче на Украине БТРах. Кроме того днище БТР «САКСОН»  специально спроектировано для того что бы защитить экипаж и пассажиров от воздействия фугасов и мин. Навесные элементы при взрыве срываются ударной волной которая, отражается от расположенной под углом брони днища бронемашины. Для ведения войны на коммуникациях и их обороны от диверсионных групп противника – машина идеальна, правда в поле на пересеченной местности она все же уступает «советским» БРДМ и БТР по ряду показателей, правда по проходимости они равноценны.

      БТР SAXON оснащены портами для автоматического оружия, могут быть модернизированы башней для тяжелых пулеметов, и различных ракетных установок противотанковой и противовоздушной обороны, установками для стрельбы газовыми гранатами, минами и тд. Конструкция обеспечивает свободный доступ к двигателю, коробки передач, редуктору для облегчения быстрого осмотра и технического обслуживания.

      Находится на вооружение в следующих странах Бахрейн 10 единиц, Малазия 44, Нигерия 75, Оман 22, ОАЭ 10, Филиппины - 7, Бельгия - 266 и Великобритания 664, часть машин используется сейчас в Ираке, правда, иракские военные получив эти бронемашины в подарок от Британии, вскоре сняли их с вооружения военных и передали полиции с формулировкой – не подходит для военных операций.

 

МНЕНИЕ «ПРОТИВ» – НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ВОЕННЫХ

       Изначально БТР «САКСОН» разрабатываемый для военных сил быстрого реагирования в Европе, и почему то сразу не понравился самим военным. Причина – неустойчивость бронемашины на пересеченной местности при резком маневре. Из-за высоко расположенного центра тяжести БТР «Саксон» опрокидывался на борт.  К сожалению, скорее всего именно эта проблема и стала причиной неудовольствия им британскими военными. Кроме того, имеющиеся в наличии средства безопасности экипажа, в виде ремней безопасности не спасают экипаж от травм при опрокидывании БТР.  Иллюстрацией этого стало ДТП с участием двух «САКСОНов» при движении колонной на 72 км автодороги Киев-Харьков.

 

     Ошибка одного из водителей бронемашины при движении в колонне привела к столкновению двух попутно двигающихся в колонне БТР. Один из САКСОНОВ почему то поздно начал тормозить и «догнал» идущий впереди БТР. Ударом он «подсек» впереди идущую бронемашину и сам врезался в отбойник. От неожиданного удара, водитель передней машины потерял управление и кувыркнулся в кювет. Сами бронемашины сильно не пострадали – а вот водитель упавшего в кювет БТР погиб. Возможно, он не был пристегнут, хотя на бронемашинах продемонстрированных Президенту Петру Порошенко ремни безопасности для экипажа и водителя имелись. Кроме этого, уже после того как бронемашины добрались до зоны АТО, в одной из них перевернулись военные разведчики при резком маневре на пересеченной местности, об этом сообщили волонтёры, которые принимали участие в тест-драйвах новой военной техники и вели видео и фото-сьемку процесса.

 

     Видео с их оценками характеристик БТР «САКСОН», можно найти в сети интернет на открытом медиа-ресурсе ЮТУБ. По словам волонтёров, водитель разведчиков слишком резко повернул, и машина завалилась на борт. Слава Богу - пострадало лишь самолюбие водителя профессионала. Но это в очередной раз подтверждает теорию о том, что одной из основных причин снятия БТР «САКСОН» с вооружения Британской и Иракской армии стали некоторые проектные недоработки самих создателей бронемашины из компании GKN Defence, и видимо именно поэтому Украина стала первой европейской страной за 25 лет купившей эти БТР у Британии.

 

    

ПЛЮСОВ БОЛЬШЕ ЧЕМ МИНУСОВ

     Начнем с того что за такие деньги, вы не купите сегодня промышленную бронемашину очень высокого качества для нужд своих силовых структур. Чуть больше 50 тысяч долларов за один «САКСОН» (судя по информации из открытых источников на сайте британской военной фирмы которая ими торгует), это действительно «не деньги» по сравнению с мировыми ценами на новую бронетехнику!

 

     Для сравнения новейший отечественный многоцелевой бронеавтомобиль КРАЗ-MPV «ШРЕК», судя по сайту производителя в полной комплектации стоит до 1 миллиона долларов! Я даже сначала не поверил когда увидел эту цену.  За такие деньги можно купить не одну сотню «САКСОНов» даже если они придут «голые», без всякого навесного оборудования и вооружения – все равно уже для государства это большая выгода. К сожалению, оказалось, что дешевле купить подержанную бронемашину за границей, чем вложить деньги в производство своих разработок, тем более что от разработки до серийного производства должно пройти время, а подержанные БТРы САКСОН уже прошли предпродажную подготовку, и продавец еще и разворачивает ремонтные мощности на территории самой Украины.

     С точки зрения финансовых возможностей страны и острой проблемой силовиков в отсутствии лёгких бронемашин такого класса – покупка партии САКСОНов у Британии шаг оправданный.  Однако, пускать их в зону АТО без последующей модернизации и вооружения, считаю ошибкой. Как не крути, бронемашина «полицейская» а не военная и, судя по той минимальной комплектации, которая досталась вместе с этими бронемашинами – это как раз броневик для полицейских нужд, для контроля толпы в условиях массовых беспорядков.

     Да собственно как следует из описания самих производителей, бронемашина больше подходит для действий военной полиции в условиях города. И скорее всего после того, как Украина наладит серийное производство своих аналогичных бронемашин, производство которых уже существует в нашей стране, САКСОНы передадут на вооружение милиции. Ведь свое производство надежнее – это и рабочие места, это и новейшие виды вооружений удовлетворяющие требования военных и спецслужб.  А выбирать есть из чего - это бронемашина КРАЗ «КУГУАР», многоцелевая бронемашина КРАЗ-MPV «ШРЕК», БТР «ДОЗОР-Б», бронемашина «КОЗАК» и т.д.

    В общем, как бы не ругали и не расследовали покупку БТР «САКСОН», решение о принятии их на вооружение украинских силовиков в данных условиях, при той экономической ситуации в стране, и тревожном положении в зоне АТО – мера вынужденная и своевременная.  Но советую чиновникам не привыкать к «подаркам» из Европы – украинской армии и спецслужбам нужна своя ОТЕЧЕСТВЕННАЯ современная военная техника, и никакой броне-секондхенд из развитых стран, нас в этом не спасет.

 

Major©

 

 

номер 52 » Архів номерів » номер 40 » ПОЧТИ ДАРЕНОМУ "САКСОНУ" В МОТОР НЕ СМОТРЯТ