На помощь русским…
Более 60 лет назад, 11 июня 1942 года, в Вашингтоне было подписано
"Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к
взаимной помощи в ведении войны против агрессии". В переводе с
дипломатического языка на человеческий это означало, что начался новый
этап уже работавшей к тому времени программы ленд-лиза - американских
военных поставок странам антигитлеровской коалиции. Однако, принимая
закон о ленд-лизе, американский конгресс имел в виду совсем не СССР,
что и привело впоследствии к многолетним взаимным претензиям
экс-союзников.
Вопреки распространенному заблуждению, система ленд-лиза создавалась
не под СССР. Первыми военную помощь на основе особых арендных
отношений - говоря по-современному, оперативного лизинга - запросили в
мае 1940 года англичане. Германия к тому времени практически подавила
сопротивление Франции и других союзников Англии на континенте.
Связанный с немцами пактом о ненападении, Советский Союз объективно
оказывался союзником Гитлера, и Англии оставалось обратиться за помощью
лишь за океан. Англичане просили предоставить во временное пользование
40 - 50 старых эсминцев.
Строго говоря, англичане предложили три схемы расчетов: безвозмездный
дар, оплата наличными и лизинг. Однако Черчилль был реалистом и
понимал, что ни первое, ни второе предложения у американцев энтузиазма
не вызовут: воевавшая практически в одиночестве Англия была на грани
банкротства. Так и вышло: Рузвельт быстро принял третий вариант, и в
конце лета 1940 года сделка состоялась. После этого в недрах
американского министерства финансов родилась идея распространить опыт
одной частной сделки на всю сферу межгосударственных отношений.
Подключив к разработке законопроекта о ленд-лизе военное и
военно-морское министерства, администрация президента 10 января 1941
года внесла его на рассмотрение обеих палат конгресса.
Второе популярное заблуждение состоит в том, что под ленд-лизом
большинство понимает помощь, причем безвозмездную. Между тем, ленд-лиз -
это международное соглашение, при подписании которого обе стороны
предварительно рассчитывают и оговаривают собственные интересы -
экономические, военные или политические. Неслучайно Рузвельт публично
заявил, что "помощь русским - это удачно потраченные
деньги".
Закон
давал президенту "право передавать взаймы или в аренду
другим государствам различные товары и материалы, необходимые для
ведения военных действий", если эти действия, по
определению президента, являлись жизненно важными для обороны США. Под
"различными товарами и материалами" понимались оружие, военная техника,
боеприпасы, стратегическое сырье, амуниция, продовольствие, товары
гражданского назначения для армии и тыла, а также любая информация,
имеющая военное значение. Схема ленд-лиза предусматривала выполнение
страной-получателем ряда условий. Уничтоженные, утраченные или
потерянные во время боевых действий материалы не подлежали оплате, а
уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало
оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного
кредита. Сохранившиеся военные материалы могли оставаться у
страны-получателя до тех пор, пока США не затребуют их назад. В свою
очередь, арендатор обязывался помогать Соединенным Штатам всеми
имевшимися у него ресурсами и информацией.
С помощью ленд-лиза администрация Рузвельта собиралась решить ряд
задач - как внешнеполитических, так и внутренних. Во-первых, такая
схема позволяла создать новые рабочие места в Америке. Во-вторых,
ленд-лиз позволял оказывать влияние на страну-получателя. Наконец,
Рузвельт выполнял предвыборное обещание ("Наши парни никогда не будут
участвовать в чужих войнах"), посылая европейцам только оружие, но не
солдат.
АВТОМОБИЛИ ПОБЕДЫ ИЗ-ЗА ОКЕАНА
Автомобили
в СССР поступали в виде 50 моделей - 26 американских, канадских и
английских фирм. Производителей комплектующих частей было намного
больше: только стандартные задние фонари выпускали пять разных заводов.
До сих пор многие в бывшем СССР
склонны считать, что союзники поставляли нам все ненужное,
залежавшееся на складах. И вспоминаем, как сам Черчилль однажды
обмолвился: "У танка, названного моим именем, недостатков больше, чем у
меня самого". Но позвольте, ленд-лизовскую технику принимали наши
комиссии. И потом, если это «Студебекер» или «Виллис» - то плохой
автомобиль?!
Вообще-то
Сталин просил у американцев вовсе не «Виллисы», а мотоциклетные
коляски. Но госсекретарь США Эдвард Р. Стеттиниус в январе 1942-го
посоветовал послу Литвинову джипы, которыми уже успешно пользовалась
американская армия. Мы попробовали и скоро запросили еще. Всего за
войну мы получили 44 000 командирских автомобилей Willys MB и Ford GPW
(General Purpose Willys). Эмблем на них не было, поэтому их всех
обозвали «Виллисами».
Но больше
всего в Советский Союз попало американских грузовиков US 6 - около 152
000 экземпляров. Их выпускали две фирмы, Studebаker и RЕО. В каждой
кабине красноармейца ждала новенькая хрустящая кожанка из тюленьей
кожи, но эта роскошь тотчас изымалась на более важные дела - дескать,
наш водитель и в шинельке поездит. "Студеры", как фронтовики прозвали
эти грузовики, оказались самым подходящим транспортом для суровых
фронтовых условий ( в частности, из-за меньшей степени сжатия они были
менее чувствительны к качеству бензина).
Это были машины повышенной проходимости, они не боялись ни песка, ни
снега, смело вступали в поединок с раскисшими грунтовыми дорогами... В
суровые годы Великой Отечественной автомобили-солдаты возили бойцов и
снаряжение, буксировали орудия и служили базой для легендарных «катюш».
История появления «Студебекеров» на свет довольно любопытна. В
предвоенные годы попытки как-то стандартизировать «многомарочный»
автомобильный парк американской армии не принесли заметных успехов. И
только уже в разгар Второй Мировой войны, в 1940 году, были определены
основные классы машин – 2,5-тонные, трёхосные, со всеми ведущими
колёсами. Производство же их из-за различных бюрократических проволочек
развернули лишь спустя год.
Для военно-морских сил и корпуса морской пехоты автомобили такого
типа стала строить фирма «Интернэшнл Харверстер». А самый крупный заказ
– оснащение сухопутных войск – достался корпорации «Дженерал моторс»
(сокращённо GMC), которой в те времена частично принадлежала чикагская
фирма «Еллоу трак энд коуч».
Ей и поручили выпуск трёхосок. Производство машин началось с января
1941 года. Они базировались на узлах и агрегатах коммерческих грузовиков
GMC и обозначались как тип СОЕ (сокращение от Cabine over engine –
кабина над двигателем).
В сентябре фирма подписала контракт и на производство грузовиков с
обычной компоновкой, то есть с кабиной, расположенной позади двигателя,
что, как известно, обеспечивает лучшее распределение веса по осям и,
следовательно, более высокую проходимость. Вскоре спрос на такие
автомобили намного превысил производственные возможности фирмы.
Пришлось делиться с другими. Выбор пал на известную фирму
«Студебеккер».
В Красной
Армии чаще всего применялись длиннообразные «Студебекеры» типа US-6 с
цельнометаллическими кабинами. Такая машина в варианте без лебедки
весила 4505 кг. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного
охлаждения развивал мощность 95 л. с. при 2500 об/мин. Максимальная
скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе, запас
хода составлял 390 км.
Во фронтовых условиях «Студебекеры» зарекомендовали себя достаточно
надёжными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъёмность
составляла 2,5 т, по дорогам с твёрдым покрытием они успешно перевозили
до 5 т. Правда, в отличии от грузовиков СССР, они требовали более
качественного топлива и смазки. Новым для советских автомобилистов в
«Студебекере» были пятиступенчатая коробка передач с пятой ускоряющей
передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи,
тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем.
Первые серийные реактивные установки БМ-13 монтировались на шасси
трёхосных грузовиков ЗИС-6.Позже для этой же цели использовались и
другие шасси: лёгкие танки Т-60, транспортные тракторы СТЗ-5, импортные
грузовики GMC, «шевроле» и прочие. Чтобы покончить с разнобоем, в
апреле 1943 года взамен десяти разновидностей был принят на вооружение
унифицированный образец БМ-13Н (индекс Н означал «нормализованный»).
Базой для него выбрали «студебекеры». На них монтировали и другие
советские реактивные системы залпового огня: 82-мм БМ-8-48, 132-мм
БМ13СН (со спиральными
направляющими, что значительно увеличивало кучность стрельбы) и,
наконец, 300-мм БМ-31-12 – самую мощную реактивную установку того
времени, прозванную на фронте «андрюшей».
Всего за годы войны США выпустили свыше 197000 грузовиков типа
«студебекер»; большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин
поступала в разобранном виде, и их сборку осуществляли на
автопредприятии ЗИС в Москве.
Но вот
настала пора возвращать одолженный у соседа «шланг» (так в свое время
выразился о Ленд-лизе президент США Рузвельт). В 1946-47 годах часть
автомобилей после капитального ремонта мы сдали союзникам. По
свидетельству очевидцев, происходило это так: союзники пригоняли в порт
корабль с прессом и ножницами. Специальная комиссия придирчиво
принимала технику, проверяла соответствие заводской комплектации, после
чего ее тут же отправляли... под пресс и в виде "кубиков" грузили на
баржи. Кому, спрашивается, на Западе были нужны автомобили сомнительной
сборки, да еще побывавшие в руках красноармейцев?
Под этими прессами бесследно сгинули редкие модели, в том числе
разведывательные автомобили RC (reconnaissance car) американской фирмы
Bantam. Из 2675 выпущенных "Бантиков", как прозвали их наши водители,
почти все в первый год войны попали именно в СССР.
Кстати, финансовый долг за ленд-лиз перед США у СССР был довольно
солидный. Его остаток в количестве 674 миллионов долларов СССР
прекратил выплачивать в 1973 году, мотивировав это продолжавшейся с
американской стороны дискриминацией Советского Союза в торговле.
А много
"Виллисов", "Доджей", "Студеров" и прочих автомобилей долго служило во
всех отраслях советского народного хозяйства и в армии. Где-то они
теперь?
Многие давно уже отправлены в металлолом, хотя старожилы говорят, что
один «студер» стоил пять таких же как он «ГАЗ-ов», и в отличии от
детищ отечественного автопарома ездили по советским дорогам, пока
фактически не развалились по причине полного износа. Кое-что попало в
музеи, кое-что на киностудии, где являют себя своим присутствием в
очень знакомом боевом антураже Второй Мировой войны.
Major@