logo

ЛИВИЯ - ТАНК НА ВНЕДОРОЖНИК – МАХНУЛИСЬ НЕ ГЛЯДЯ.

Как показала практика последних современных войн, гремящих на планете, вопреки расхожему мнению что войны будущего это война технологий и компьютеров, а солдат нужен для того что бы «нажать кнопку и забыть», наличие партизанской смекалки и нетрадиционное мышление ставит в тупик любую хорошо экипированную армию. Умные бомбы, ракеты и самолеты хороши против аналогичного по своей силе противника, когда цели ясны, и бомба знает, куда ей падать… а когда «традиционных» целей нет – что делать? Именно с этой проблемой столкнулась армия НАТО в последней своей войне над Ливией. Сотни самолетов и вертолетов, напичканных современным оборудованием 21-го века не в состоянии успешно бороться с армией, которая по уровню вооружения осталась в прошлом – 20-м столетии.

Как показала практика последних современных войн, гремящих на планете, вопреки расхожему мнению что войны будущего это война технологий и компьютеров, а солдат нужен для того что бы «нажать кнопку и забыть», наличие партизанской смекалки  и нетрадиционное мышление ставит в тупик любую хорошо экипированную армию. Умные бомбы, ракеты и самолеты хороши против аналогичного по своей силе противника, когда цели ясны, и бомба знает, куда ей падать… а когда «традиционных» целей нет – что делать? Именно с этой проблемой столкнулась армия НАТО в последней своей войне над Ливией. Сотни самолетов и вертолетов, напичканных современным оборудованием 21-го века не в состоянии успешно бороться с армией, которая по уровню вооружения осталась в прошлом – 20-м столетии.

По идее ливийская армия уже давно должна была прекратить сопротивление и разбиться на небольшие подразделения, которые бы гоняли по пустыне повстанцы. Под таким агрессивным натиском ракетно-бомбовых ударов, которые устроили коалиционные силы, некогда 50-тысячная армия Каддафи должна была давно разбежаться. Ан нет! Верные правительству войска не только сохранили боеготовность, но и идут в контрнаступление, отвоевывая у оппозиции один город за другим. Налицо четкая организация и применение оригинальных способов ведения войны. Одним из таких нетрадиционных способов ведения военных действий стал отказ ливийской армии от использования бронетехники. С подключением к конфликту авиации НАТО, на танках по пустыне стало разъезжать опасно. Современная авиация быстро находила бронетехнику в пустыне, идентифицировала ее и уничтожала. Причем настолько успешно, что за одно авиация стран участниц НАТО разбомбила в чистую немногочисленную танковую бронетехнику повстанцев… правда, потом извинились, но танки и БТР-ы «союзничкам» они пожгли, как потом выразился генерал – «по ошибке», дескать, мы не знали, что у повстанцев есть танки.  

Понимая, что бронетехника слишком легкая мишень, Ливийские военные быстро сориентировались и отказались от громоздких танков и бронемашин и резво пересели на легкие джипы с крупнокалиберными пулеметами. НАТО оказалось сильно озадачено - эффективность их авианалетов свелась к минимуму. Даже Саддам Хусейн не водил их так хитро за нос и был разгромлен в считанные дни. А тут...  А тут новая разновидность партизанской войны. Ну, поди попади в отдельно двигающийся гражданский внедорожник за 5-10 тысяч долларов от силы, самонаводящейся бомбой в 100- 300 тысяч долларов. Да авиация попыталась погоняться за отдельными единицами и отдельными группами гражданских автомобилей, но, в конце концов, поняла всю бесперспективность этой затеи. Дошло до того что вылетая на помощь повстанцам, летчики не найдя цели уходили с полным боекомплектом на базу – а это ведь не ближний свет! Полет в Ливию не палубной боевой авиации с дозаправкой в воздухе не на один час. При этом отличить регулярные войска от повстанцев с воздуха задача не из легких. Не помогли даже находящиеся на земле наводчики, ибо пока информация передавалась, скоростные внедорожники противника меняли дисклокацию успевая уйти из зоны поражения на многие километры.

 

Скорость и манёвренность – это то, что так не хватало военной технике, которую ливийской регулярной армии приходилось постоянно маскировать от непрекращающихся авиаударов, что сужало возможности ее применения, с лихвой были получены в процессе «перевооружения» на гражданские внедорожники и пикапы. В кузовах легковых пикапов и джипов с колесной формулой 4Х4 были установлены крупнокалиберные пулеметы и небольшие автоматические пушки типа ЗСУ-23, превратив обычные джипы в автомобили огневого прикрытия пехоты.
К слову, анализируя события последних месяцев в Ливии, хочу заметить, что вся война происходит на дорогах и вокруг дорог. Это немецкий танковый гений Роммель прозванный «лис пустыни» умудрялся делать свои танковые марш-броски напрямик через пустынные равнины Ливии, еще во времена второй мировой воны, сейчас же напрямик по ливийской пустыне передвигаться никто не рискует без проводников. Собственно дороги в Ливии хорошие, но часто они неожиданно обрываются через 100 км от крупного населённого пункта превращаясь в «направления» с редкими указателями в виде столба с кучей покрышек. Без знающих дорогу ливийцев не местным лучше по таким «направлениям» не ездить.  И не только потому, что можно заблудится, уехав куда-то вглубь пустыни, но еще можно наехать на мину  – британскую, французскую… или даже немецкую. Этакое эхо войны – привет от Роммеля… и не только.

Старые минные поля до сих пор остаются большой проблемой для ливийцев, как сейчас, так и раньше. Ни на одном театре военный действий Второй Мировой, не было использовано такого огромного количества мин, как в Ливии. Здесь нет природных препятствий, бетонированных укрытий или системы земляных укреплений. Все это заменили мины, которые щедро, без карт и системы рассеивались вдоль дорог, вокруг стратегических населенных пунктов и укреплений. Минные поля устанавливались не только в период Второй Мировой, но и раньше… и позже.    Еще итальянцы в период завоевания Ливии и войны с повстанцами Омара Мухтара, также активно защищали свои фермы и населенные пункты минными полями. ( Впрочем, и нынешние власти Ливии тоже внесли свою лепту). При этом в отличие от европейской местности минные поля в пустыне очень коварны. Их может замести толстым слоем песка, на котором возникает грунтовая дорога, по которой годами, иногда десятилетиями ходит различный автотранспорт. Потом во время песчаной бури песок перемещается и первый же автомобиль, идущий по казалось бы знакомому пути взлетает на воздух.

Нельзя сказать, чтобы в этом направлении ничего не делалось. О масштабах этого бедствия могут рассказать следующие цифры : в 1945 году только в Тобрук и Бенгази со сборных пунктов в пустыне грузовики доставляли ежедневно до 150 тонн мин и неиспользованных боеприпасов, чтобы сбросить их в море. Примерно такое же количество взрывали в удаленных от моря местах. В течение двух первых лет после окончания войны ежедневно в Ливии уничтожалось до 1000 тонн боеприпасов. Уничтожались, но, видно, не уничтожены до конца. В Египте, например, солдаты экспедиционного корпуса немецкого фельдмаршала Роммеля, оставили лежать 22 миллиона мин. Специалисты подсчитали, что разминирование обойдется более чем в миллиард долларов. Такие расходы Египту не по карману. Да и Ливии тоже.

Каддафи вообще в свое время заявил, что разминировать не будет, потому что Ливия не учувствовала в тех войнах, пусть, дескать, делают это те, кто пришел в Ливию с войной и «не убрал за собой» предъявив при этом счет Германии с картой немецких минных полей. Сумма оказалась заоблачной, и немцы отказались компенсировать разминирование Ливии.

В 1996-м француз Лорен Геньон участвовавший в этом же ралли Париж-Дакар сгорел в джипе, который наехал на мину и взорвался... В 2003 г.  На границе между Ливией и Египтом подорвался на мине гоночный грузовой автомобиль, участвующий в том же ралли. По сообщению организаторов гонки, взрыв повредил колесо автомашины. Никто из членов итало-австрийского экипажа не пострадал. Мина, скорее всего, оказалась на трассе авторалли случайно, оставшись со времён, когда в этом районе находились приграничные минные поля.  
Теперь вы можете себе представить – какова неожиданная специфика современной дорожной войны в Ливии, которая превратилась, по сути, в битву на «внедорожниках».

Собственно тактика атаки на внедорожниках 4Х4 успешно используемая как с одной, так и с другой стороны конфликта проста и, тем не менее, достаточно эффективная – методом выдавливание противника огнем из пушек и крупнокалиберных пулеметов с дороги или с опорных пунктов на дороге. Само дорожное полотно в основном закрыто зелеными посадками, а вдоль них тянутся многокилометровые земляные валы с кюветами, что делает легко вооруженные и даже иногда кустарно бронированные автомобили неуязвимыми для фланговой атаки.

Самый распространенный метод атаки на внедорожниках, это когда два три пикапа с крупнокалиберными пулеметами и автоматическими пушками, развернувшись задом, выскакивают на огневую позицию, расстреливают боезапас, и уезжают, давая место для других автомобилей. И так прикрывая свое движение шквальным огнем, группа продвигается от укрепления к укреплению выдавливая защитников с позиций, такими вот «кавалерийскими наскоками» прикрывая продвигающуюся вдоль дороги пехоту. Вот тут необходима дисциплина и военный опыт – чего мало у восставших и чего достаточно у правительственных войск, для которых смена военной техники на обычный автотранспорт не велика потеря. Видимо поэтому в этой гражданской войне, несмотря на активную помощь авиации НАТО одой из сторон конфликта, побеждают как раз их противники - регулярные воинские формирования Муаммара Каддафи. Да по началу дела у правительственных войск были мягко говоря «не очень», и связанно это было с тем, что повстанцы по сути сражались  с малоопытными «срочниками». Естественно бойцы ваххабиты, закалённые в партизанских боях в Афганистане и Ираке против регулярных частей США имели по началу огромное преимущество перед зелеными салагами полковника Каддафи. Но сейчас на поле боя появились резервисты, а основные операции проводятся силами спецназа и десантных подразделений, и вот тут у «демократических ваххабитов» появились реальные противники, которые получив бесценный боевой опыт, теснят разрозненные и плохо управляемые группы «повстанцев» по всем направлениям. Кстати, у них-то  в основном, опыт партизанских боев с регулярными войсками НАТО в Афганистане и Ираке, не знающих ни местность, ни местные обычаи и не имеющих поддержку местных, и в основном прячущихся на базах. А тут исламский спецназ и десантники, которые имеют поддержку местного населения, умело создавая на земле путаницу и вводя в заблуждение авиацию НАТО, которая на этот раз на стороне тех… с кем воюет а Афганистане (!). Какой то странный союз США и исламских радикалов за «демократию»… при том при всем, что те же самые исламисты из тех же самых племен, что составляют костяк «Переходного совета Ливии» воевали с ними и продолжают воевать с США на других театрах военных действий на Ближнем Востоке… Аль-Каида опять хорошая? А как же 11 сентября господа?

Французская разведка давно уговаривает свое правительство одуматься и «выти из игры» ибо по их данным на занятой «повстанцами» территории «демократией» и не пахнет – «Переходный совет» состоит из сборной солянки исламистов и ваххабитов с небольшим представительством «исламской интеллигенции», которая ничего не решает. А вот исламисты давно вынашивают планы создания «Всемирного Халифата» - со столицей не в Кабуле, как они хотели ранее, а уже в Бенгази, а может сразу и в Триполи. По сути, бомбя Каддафи, Европа строит у своих границ новый Афганистан со всеми вытекающими тут последствиями.  И если Каддафи убьют и таковой Халифат будет построен на обломках Джамахирии, не без помощи «миротворцев НАТО», от новых тренировочных баз исламских боевиков до экономических и политических центров Европы будет по сути «два шага». По сути, мы видим классический случай отпиливания сука, на котором сидит вся анти ливийская оппозиция во главе с ведущими дровосеками Францией, США и Италией которые усиленно пилят этот самый сук, даже не думая как долго они после этого будут падать. Они-то думают, что упадет дерево.

В общем, конца и края этому конфликту не видно,  но многие военные аналитики уже сделали свои выводы из этой войны, ибо эпоха танковых клиньев лавиной сминающих оборону врага осталась в 20 веке. Причем специфика современной войны заставляет отказаться от массы громоздкой боевой техники, которая без особого труда уничтожается авиацией, заменив ее легкими бронемашинами, в которые попасть труднее, да и опознать принадлежность невозможно.     Судя по всему, в современную военную стратегию 21 века возвращается кавалерия или скорее тактика кавалерии. Только вот кони уже не гнедые – а стальные. Это вам уже не вездесущая конница и даже не мотопехота на небронированных мотоциклах прошлого века. Скорости выше, при этом вооружение серьезнее. При этом, что касается больших открытых территорий вроде ливийской пустыни, скоростной современный внедорожник оказался куда лучше неуклюжего танка. Это было доказано как во время второй мировой войны, так и сейчас – в современной битве за Ливию.

Собственно, в соседней России,  на последней оружейной выставке посвященной столетию автомобильных войск «БРОННИЦЫ-2011» упор делался именно на легкие бронемашины с колесной формулой 4Х4 а так же «внедорожники» с бронированием кабины и обязательной противоминной защитой. Немалый интерес будущих потребителей – армии и сил безопасности, вызвали серийные армейские автомобили с дополнительным бронированием кабины водителя с установкой специальных бронестекол.

Я в очередной раз хочу напомнить о наших «никому не нужных» отечественных разработках бронемашин серии ДОЗОР, которые до сих пор не взяты на вооружение украинской армии, хотя они есть и производитель готов начать их серийное производство… но у нас, вернее у Государства Украина «нет денег»… дожили. И это отбрасывает боеготовность армии Украины до уровня армии Каддафи, при том при всем что моральный уровень регулярной армии Ливии значительно выше чем у нас… а по уровню вооружений мы их не особо обогнали. Есть о чем задумается.

Опыт ближневосточных конфликтов, причем как бывший советский, так и современный иностранный показывают, что экономить на защите личного состава сегодня просто невыгодно, ибо в эпоху высоких технологий хорошо обученный и экипированный солдат дороже, чем кусок железа и брони с мотором и на гусеницах. Тем более что железо восстановить можно… а вот солдата нет.

Александр МАЙОРОВ

 




 

номер 52 » Архів номерів » номер 26 » ЛИВИЯ - ТАНК НА ВНЕДОРОЖНИК – МАХНУЛИСЬ НЕ ГЛЯДЯ.