logo

АХТУНГ «МИНЕН» -2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ)

История развития минного оружия имеет три этапа - XVIII век – период изобретения мин, как средства вооруженной борьбы, XIX век - время накопления знаний, опыта, технических средств и приемов использования. XX век – век современного развития и расцвета минных технологий. В 20-м веке родилась и была полностью сформулирована классическая тактика минной войны, а конструкция мин, достигшая совершенства в войнах 20-го века в последствии, уже в 21 веке не только не изменилась, но и часть разновидностей мин было запрещено использовать и производить специальной конвенцией ООН.

    

     Продолжение статьи - начало в номере 29.

     История развития минного оружия имеет три этапа - XVIII век – период изобретения мин, как средства вооруженной борьбы, XIX век - время накопления знаний, опыта, технических средств и приемов использования. XX век – век современного развития и расцвета минных технологий. В 20-м веке родилась и была полностью сформулирована классическая тактика минной войны, а конструкция мин, достигшая совершенства в войнах 20-го века в последствии, уже в 21 веке не только не изменилась, но и часть разновидностей мин было запрещено использовать и производить специальной конвенцией ООН.

      Собственно 20-й век стал веком совершенства всех видов оружия, включая артиллерийского, огнестрельного, танкового и даже авиационного. При этом минное оружие хоть в начале 20-го века и не особо бралось в расчет с точки зрения совершенствования средств эффективной обороны, но с развитием таких технологий как артиллерийские и танковые, такова необходимость стала острой и первоочередной. И в первую очередь причиной этому послужило то, что некогда эффективное средство обороны как крепость, в условиях современной войны, потеряла свое стратегическое значение. Любая, даже самая непреступная цитадель, превратились в легкую мишень современных артиллерийских систем, когда как минные поля стали непреодолимой преградой, как для пехоты, так и для танков, заменив, по сути, собой на поле боя ушедшие в небытие мировой военной истории многометровые крепостные стены.
      В общем-то к началу XX века можно достаточно отчетливо выделить две тенденции в использовании мин. Первая тенденция укладывается в тезис о том, что к минам стараются прибегать тогда, когда все иные средства вооруженной борьбы исчерпаны и не дали желаемого результата. Можно сказать, что мины - последняя соломинка, за которую цепляется утопающий.
      Вторая тенденция вытекала частично из первой - мины оружие более слабой стороны (не обязательно слабой вообще, в масштабах войны, скорее более слабой стороны здесь, на этом участке, в данное время).
      Обе тенденции проистекают вероятно из самого характера минного оружия, имеющего по своей сути явно оборонительный принцип своего применения.
Сами по себе минные поля заменили крепостные стены как раз на срезе 20-го века. В 1901 году во время боксерской войны Великобритании в Китае, англичане впервые в истории современных войн, приступили к созданию минных полей, для прикрытия подступов к железным дорогам.

      Но, пожалуй, самыми крупными боевыми действиями первого десятилетия XX века, где впервые мины сыграли свою стратегическую оборонную роль, является русско-японская война 1904-05 годов, которая опять же, велась на территории Китая. Уже тогда в русской армии существовали специализированные минные подразделения. Правда, на всю царскую армию их имелось всего 13 минных рот. Недостаток специалистов минеров был дополнен расширением функций саперных подразделений, которых в армии было достаточное количество.

      Поначалу минные заграждения применялись исключительно для усиления крепостей, например тотальное минирование подходов к Порт-Артурской крепости, как со стороны суши, так и со стороны моря, так и не дали возможность японцам взять ее силой. Причем это были как управляемые фугасы, так и мины нажимного действия. Очень широко применялись так называемые «каменные фугасы» - прародитель будущих мин типа «клеймор», имеющих направленный шрапнельный взрыв. Причем впервые в боевых действиях такого масштаба было применено дистанционное управление мин с помощью электрических проводов.

      Собственно японцы понесли от мин самые серьезные потери в этой войне, нежели от других видов оружия применяемого русскими. Помимо закопанных фугасов, русская армия занималась прокладкой старых добрых туннельных мин – рытьем тоннелей в направлении артиллерийских редутов противника с последующим их подрывом. Ответные действия японцев с рытьем тоннелей в направлении крепости таких успехов не имели. Кстати тогда, впервые в истории минной войны, было замечено применение морских мин на суше, причем достаточно успешное!

      В период боев за господствующие горы Длинная, Высокая и Угловая русские матросы во время атак японцев стали применять морские гальваноударные мины, скатывая их по деревянным желобам вниз с горы на головы наступающего неприятеля. В ряде случаев это давало неплохой результат. Особенно если удавалось «закатить» морскую мину прямо на артиллерийскую позицию японских войск. Можно было бы сказать, что в эти дни родился еще один вид сухопутных мин - подвижные мины. Однако это, тогда так и осталось импровизацией, и лишь в середине 20-го века этот вид мин, нашел свое применение - уже фашисткой Германией были разработаны самодвижущиеся мины-фугасы на гусеничном ходу типа «Голиаф», целью которых были танки и долговременные огневые точки противника.

      Только поражение русской армии в войне с японцами, не дало России возможность и дальше так же стремительно развивать минное вооружение. Военные как то сразу забыли про мины и вспомнили о них лишь через десятилетие. Не вынесли уроков из Русско-Японской войны и другие страны. Во всех армиях Европы основной приоритет отдавался артиллерии, пулеметам и новинке военной техники - аэропланам. В русской же армии минные роты были оставлены лишь в крепостных инженерных частях, т.к. предполагалось, что в будущей маневренной войне мины будет возможно применять лишь при обороне крепостей, для полевых войск минированием вполне справятся саперные подразделения.

     Военное ведомство холодно относилось к дальнейшим разработкам минного оружия – именно поэтому о современных минах вспомнили уже в разгар Первой мировой войны, отрыв из архивов проект противопехотной мины 1905 года разработанной штабс-капитаном Карсаевым, который не только создал несколько вариантов этой мины, но и разработал технологический процесс их заводского изготовления. Кстати еще один революционный проект примерно тех же годов, на этот раз унтер-офицера Семенова, разработавшего специальную гибкую взрывную трубу для проделывания в инженерных заграждениях и минных полях проходы для пехоты, использовали лишь во второй мировой войне и то не наши, а англичане и американцы. Эту разработку, незаслуженно зарытую в пыльных архивах русскими инженерами и не отрытую в свое время вовремя советскими военными, уже в доработанном варианте вспомнили и стали изготавливать в Англии в 1941 году под названием Snake. Если кто помнит фильм «Спасение рядового Раена», то там, действие этого заряда во время штурма фашистских проволочных заграждений, американскими пехотинцами, на Омаха-бич, показано очень кинематографично красочно.

      Кстати о немцах – немецкая армия единственная армия из всех армий мировых держав, которая вынесла уроки из чужой войны. Изучив опыт оборонительных боев при Порт-Артуре, немцы вступили в первую мировую войну с современным минным вооружением. Разработанная ими Tretmine имела динамитный заряд и несколько видов исполнения, включая модели с поражающим элементами в виде шрапнели.

     Что реально немцы не имели в начале войны, так это средств обнаружения мин и их разминирования, что сильно замедляло продвижение немецкой армии на русском направлении, где даже один установленный фугас на дороге или на мосту, заставлял немцев чуть ли не прокладывать новую дорогу или строить новый мост. При этом минирование дорог могло остановить продвижение немецкой армии на несколько суток. К сожалению, царская армия была не в состоянии воспользоваться этим преимуществом в полной мере. Мины не помогли предотвратить крупное поражение в 1914 году, однако это помогло без особых потерь и достаточно организованно отступить ей из Польши, Восточной Пруссии и Буковины. Немцы и австро-венгры, просто боялись преследовать русские войска по заминированным дорогам, а авиация тогда была слишком слаба, что бы сковать отступление русской армии вглубь своей территории.

     Если с фугасами, и противопехотными минами все ясно, и тут можно выделить ряд схожих конструктивных особенностей минного противо-пехотного оружия всех противопоборствующх сторон того периуда, то с появлением новых видов оружия, "противопехотное направление", перестало быть преоритетным - на театрах военных действия появилось нове грозное оружие - танки.

     Знаменательным годом в развитии минного оружия явился 1916 год, когда 15 сентября 32 английских танка впервые атаковали позиции немцев на реке Сомма. Успех был потрясающим - немецкий фронт был прорван на ширине 5 км и в глубину до 40 км. Новому оружию было противопоставить нечего. Пулеметы были бессильны против брони, полевые пушки бороться с танками не могли, на разработку противотанковых пушек требовалось время.

      Единственным средством в тот момент, способным остановить танки, оказались мины. Сначала немцы поступали просто - устанавливали самодельный фугас, зарывая в землю вертикально артиллерийские снаряд, взрыватель которого возвышался над поверхностью земли. Что бы подорваться, танку нужно было наехать на взрыватель. Это были первые противотанковые противогусеничные мины. Уже позже немцы разработали и создали много типов мин, включая деревянную ящичную мину. Мины взрывались от нажатия гусеницы танка или по средствам дистанционного подрыва по проводам. Опыт борьбы с танками в полевых условиях, позволил начать фабричное производство противотанковых уже в декабре 1916-го. Причем как подсчитали сами немцы после войны, потери союзнических танков от мин были выше, чем от прочих видов вооружений. Так в прямых атаках на немецкие позиции после 1916 года, англичане теряли на минах до 15-28% своих танков. Остальные танки, были потеряны из за частых поломок, или огня других видов оружия. Кстати очень большое количество трофейных танков оставшихся у немцев и используемых ими против Антанты, побудило англичан срочно начать разработку своих противотанковых мин.

      Ожидая ответного появления немецких танков, англичане выпустили два образца мин - первый в виде отрезка трубы, второй из артснаряда. В свою очередь, русская армия, ожидая на своем участке фронта немецкие танки, принялась за создание своих противотанковых мин. Русские мины оказались более совершенными, нежели английские. Все они были самовзрывного типа. Мина конструкции Ревенского была противогусеничная, со взрывателем нажимного действия.

     Мины Драгомирова и Саляева имели взрыватель наклонного типа и взрывались как под гусеницами, так и под корпусом танка, уничтожая и экипаж, и машину. Правда эти мины в первой мировой так и не понадобились, так как немецкие танки до русского фронта просто не доехали.

 

 

Окончание в следующем номере

 Major©

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ "ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ЦВЕТЕ"

 

номер 52 » Архів номерів » номер 30 » АХТУНГ «МИНЕН» -2