


Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.
К сожалению, широкие слои украинской общественности, по сути, почти ничего не знают даже в общих чертах о том, чем занимаются украинские миротворцы ООН вдали от Родины. Еще более печально, что на слуху оказываются только скандальные истории, которые бросают тень на сотни и тысячи солдат и офицеров, которые вытаскивали из омута гражданских конфликтов простых беззащитных людей и целые страны. Украине сильно повезло, что на ее территории в процессе распада СССР не возник гражданский конфликт, как в соседней Молдавии, не такой уж далекой от нас бывшей Югославии или Грузии, хотя предпосылки были, и только благодаря решительности украинских властей, ничего у нас не произошло. И вот сегодня наши военные и правоохранители помогают другим государствам выходить из гражданского противостояния, а с учетом того что количество горячих точек в мире не уменьшается – работы нашим миротворцам ой как еще много.
О жизни, быте мирного населения страны и наших миротворцев, а также общей ситуации в бывшей горячих точках наше общество узнает обычно по поверхностным рассказам журналистов, которые приезжают к миротворцам на несколько часов в составе официальных делегаций, или в лучшем случае, на несколько суток. Но следует учитывать, что наши власти в такие моменты не хотят пугать общество, а сами миротворцы - своих родных. Потому и не рассказывают всего, что происходит на самом деле.
Украина сейчас не участвует в миротворческих операциях большими контингентами, за исключением вертолетного отряда в Либерии. А вот военные наблюдатели (англ. MilOb - Military Observer) по-прежнему активно работают в миссиях в Африке работали, в Боснии, на Кипре, в Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне. Был Ближний Восток, Ливан. В последние годы закрылась для нас Грузия, совсем недавно свернули миссию ООН в Эфиопии. Но самой массовой, в смысле нашего участия, остается Африка: Судан, Демократическая республика Конго, Либерия. Например, до недавнего времени в Конго работало 15 наших военных наблюдателей по постоянной квоте ООН. В Судане 12, в Либерии - 2 наблюдателя и 1 штабной офицер. Это только военные наблюдатели – а есть еще миссии в составе международной полиции ООН. В таких миссиях принимают участие полицейские из разных стран, в том числе милиционеры из Украины. Собственно наши милиционеры учувствовали и участвуют миротворческих миссиях в таких странах как Босния и Герцеговина, ДР Конго, Кипр, Киргизия, Косово, Кот-Дивуар, Либерия, Сербия, Судан, а так же Восточный Тимор.
Специфика миротворческой работы - это в первую очередь работа на местности, работа по наблюдению за выполнением международных договоров, «cease fire» (прекращению огня) или еще каких-нибудь «peace agreements» (соглашения о мире), другие наблюдательские (полицейские) миссии - по надзору за соблюдением международных соглашений. Есть несколько видов миротворческих операций, соответственно каждая миссия имеет свою цель и задачи.
Вот, к примеру, характерный сценарий. Есть две противоборствующие стороны. Между ними разгорается конфликт, ситуацию доводят до банальной резни. После - тупик. Подключается международное сообщество. На руководство противоборствующих сторон начинают давить, пугают санкциями, уговаривают, чтобы они прекратили резню и отошли с боевых позиций. В конце концов подключается военный контингент ООН, противоборствующие стороны разделяют, они под контролем международного сообщества подписывают договор о прекращении огня. Между враждующими армиями контингент ООН создает безопасное пространство шириной 15-25 км. Эту зону занимают войсками ООН. Они и выполняют свои задачи по поддержке безопасности в этих районах. «Зеленая зона», «зеленая линия» или «буферная зона», их по-всякому называют. Составляют эти войска военные контингенты, т.е. подразделения различных стран, членов ООН. Самые многочисленные контингенты - из Индии, Пакистана, Бангладеш и Латинской Америки. В-основном - пехотные подразделения, реже ВВС, а иногда даже патрульные корабли ВМС и речного флота - «riverine».



Замечу, что миссия ООН развёртывается в той или иной стране только по решению Совбеза ООН и таких миссий в мире сейчас около 15. Иногда миссия ООН развёртывается в регионах, где произошёл полный коллапс государственных структур, тогда местные государственные номера не получить при всём желании и выдаются номера ООН (фон может быть как белым, так и голубым, по словам самих миротворцев - что чем опаснее, тем фон «белее», что бы местные не обстреляли не разобравшись ). Так же происходит в случае если местным властям все равно какие номерные знаки стоят на автомобилях ООН. Однако, когда власти начинают ставить условия (а ООН всегда старается щепетильно относиться к местным условиям) ООН строго руководствуется пожеланиями местных.
В качестве примера можно привести миссию в Западной Сахаре. После аннексии части З.Сахары марокканской армией данная территория фактически управляется Марокко и официально считается территорией королевства. Но есть часть собственно З.Сахары, которая при поддержке Алжира осталась не завоёванной и на которой действуют повстанцы фронта POLISARIO. Соответственно, миссия развёрнута в обеих частях Западной Сахары. В силу сложившихся условий на каждый автомобиль ООН в миссии выдаётся 2 пары номерных знаков. Одна пара марокканская (белым по синему), вторая ООН-овская (цвета такие же, представляют собой аббревиатуру MIN от MINURSO - сокращённого названия миссии) и 3 цифры после, обозначающие порядковый номер машины). Знаки попарно скреплены между собой. При нахождении авто на территории Марокко и на подконтрольной Марокко территории Западной Сахары на автомобиле номера прикручены марокканской стороной наружу. При въезде в Западную Сахару авто после КПП останавливается и номера перекидываются на другую сторону. Когда миротворцы едут обратно - процедура такая же с точностью до-наоборот.
Следует так же отметить, что ооновские номера в миротворческих миссиях почти всегда представляют собой аббревиатуру миссии (UNAMSIL, MINURSO, MONUC, UNFOCIP, UNMIL, UNMIS, UNMOGIP, UNMEE...) либо ещё более сокрушённое наименование (первые три буквы) и три-четыре цифры следом. Цвета - белый шрифт по синему фону (в тех странах, где местное население теоретически может что-то слышать о дипломатическом иммунитете представителей международных организаций) или чёрный шрифт по белому фону для тех стран, где населению по большому счёту фиолетово, кого есть на завтрак. Ну и опять же грамотность - если человек буквы узнаёт с огромными трудностями, то их написание именно чёрным по белому (как в букваре) может подарить вам ещё один маленький шанс на то, что вас узнают и не начнут стрелять.
Миссия ООН в Дарфуре
Миссия ООН в Анголе
Кстати не редко автотранспорт миссий ООН может иметь местные регистрационные номерные знаки, но при этом иметь на автомобиле маркировку миссии. Если авто ходит не под ООН-овским номером, это значит, что на этот счёт был соответствующий меморандум по итогам встреч руководства ООН с местными властями и именно такое требование было заявлено (как правило, миссия открывается только тогда, когда с её размещением согласны все основные представители противоборствующих группировок и ООН выполнила все предварительные условия).
Представительство Миссии ООН в Нейроби
Что касается разноцветных номерных знаков ООН, то например красные номерные знаки определяют принадлежность авто к центральному аппарату или аппарату региональных офисов ООН в странах где работает миссия или есть представительство. Именно центральных офисов - потому что кроме них действуют ещё десятки самостоятельных департаментов (UNESCO, UNICEF, UNHCR, etc...) и там номера могут уже не всегда быть дипломатическими - чаще всего либо синие, либо общепринятые номерные знаки для иностранных специалистов.
Миссия ООН в Либерии
Кстати в последнее время номерные знаки ООН стали больше походить на номерные знаки общепринятые в ЕС – с обязательной синей полосой в крайнем правом углу с гербом ООН и двумя буквами UN. Это связанно лишь с разными производителями, у которых ООН заказывает номерные знаки и ничего более это не обозначает, ведь вся важная информация, как раз забита в самом номере – главное, что бы различные «противоборствующие повстанцы» умели различать буквы и цифры… иначе пиши на машине не пиши… без толку.
Major©
ВИДЕО ПО ТЕМЕ