ПОЛИЦИЯ ЧЕРНОГО КОНТИНЕНТА
ПОЛИЦИЯ ЮАР - Как она создавалось…
Полицейские силы Африканского континента создавались в условиях колониальной политики европейских стран позапрошлого века, что кардинальным образом повлияло на их структуру и историю развития. Период создания первых полицейских подразделений африканских колоний известен в истории под названием «Гонка за Африку». Этот процесс характеризовался острой конкуренции целого ряда ведущих мировых держав Европы за проведение исследовательских работ и военных операций, в конечном счете, направленных на захват новых территорий в Африке.


Полицейские воевали в восточноафриканской кампании Первой мировой войны, будучи приписанными к Родезийскому Туземному Полку и Вспомогательной Колонне Южной Родезии. В послевоенный период происходит постепенная реорганизация подразделения, и перед началом Второй мировой войны в 1939 году был основан Полицейский Резерв(BSAP reserve – Police Reserve). За прошедшие подразделение удваивает свою численность, укрепляется в статусе невооруженной гражданской полиции, но продолжает подготовку как регулярные армейские подразделения. Военная подготовка была отменена в 1954 году, когда Южная Родезия вошла в состав Федерации.

Анти-партизанская война
В 1961 году Южно-Африканский Союз стал независимой республикой (Южно-Африканской Республикой), которая вышла из Содружества наций, возглавляемого Великобританией. Это не добавило стабильности на границах ЮАР и в удаленных районах республики, что потребовало удвоенной работы полиции новой африканской республики.
В конце 1966 года, когда полиция передала зоны ответственности армии, были образованы полицейские антитеррористические подразделения по борьбе с увеличившейся партизанской деятельностью в приграничных зонах. Минимальная боевая единица («stick») состояла из четырех европейцев и одного африканца, все добровольцы, как бойцы Резерва, так и регулярной полиции, с самостоятельным материальным обеспечением на неделю и более. Основной их задачей была разведка территории.
Не смотря на то, что они имели свой собственный транспорт, очень часто они передвигались пешком и гордились скоростью пешего перемещения . Стандартная армейская униформа носилась с эмблемой PATU (Police Anti-Terrorist Unit) - «след леопарда» - на предплечье. Обычно личный состав в возрасте за 30 был родом из той же области, где проходила служба, и призывались на две недели от четырех до шести раз в год. До отказа в помощи Родезии, южноафриканские отряды PATU тоже работали в Родезии. Разведка была предоставлена личным составом Особого Отдела (Special Branch) и Уголовного Розыска (CID), прикрепленным к Центру специальных операций (JOC).

В июле 1973 года идея образования Британской Полиции Южной Африки (BSAP) была предложена в первый раз, как выбор для военнослужащих, которые после прохождения трехмесячного курса обучения и девятимесячной обязательной службы выполняли бы обязанности полицейского резерва. Являясь патрульными, они носили единую с регулярной полицией униформу, но с нашивкой 'NS' на предплечье. Зеленые рубашки в качестве униформы были введены для сотрудников, работающих в удаленных районах. Боец Полицейского Резерва призывался на службу от 42 до 190 дней в году. Призыв был продлен для африканцев в последние дни войны, но на самом деле мало кто из них приходил на службу. Поскольку война обострилась, новобранцы отправлялись непосредственно во вспомогательные части, а с 1979 года основная часть военнослужащих направлялась прямиком в армию.
К 1975 Специальный Резерв все больше выполняет функции регулярной полиции. Теперь в синей униформе, шлемах, оснащенные дубинками и наручниками, они используются как патрульные группы, противодействующие подрывникам, на блокпостах и узлах связи. Новобранцам преподавалась стрелковая подготовка в небольших объемах, и в дальнейшем, мужчины от 18 до 65 принимались на службу. Это подразделение дополняло охрану ключевых объектов, не носило униформу и готовило сотрудников на «своих» территориях. Специальный Резерв был открыт для чернокожего населения, но все африканцы вступали в Африканский Полевой Резерв и выполняли ту же роль в деревнях.
Смена власти, смена приоритетов
Южно-Африканская республика — одна из немногих стран, где действует уголовное право по английскому образцу. Оно не кодифицировано. Судебная система состоит из следующих инстанций: Верховный Апелляционный Суд, высокие суды и суды магистратов. Верховный Апелляционный Суд является главной судебной инстанцией в ЮАР по уголовным делам. Он находится в Блумфонтейне, «судебной столице» страны. При режиме апартеида для чёрного населения существовали отдельные местные суды («суды вождей»), судьями в которых были также преимущественно чёрные. В то же время в общей судебной системе подавляющее большинство судей были белыми. Особо жестокие меры наказания были предусмотрены для противников политического режима — вплоть до смертной казни. Разрешалось задерживать людей на 5 суток без суда и следствия. После падения апартеида многие нормы были пересмотрены. В 1994 году отменён Акт о Внутренней Безопасности, а в 1995 — смертная казнь.
Однако, после прихода к власти в 1994 году в ЮАР сторонников АНК (Африканский Национальный Конгресс) в стране отнюдь не воцарилось спокойствие. Наоборот, из полицейских служб начался исход профессионалов, взамен набирались неквалифицированные карды, хоть и в соответствии новой расовой политикой. Все это на фоне недовольства белой части населения и политических партий сторонников Апартеида. Некоторые активисты не смирись с поражением и стали готовить боевиков для нападений на новые структуры власти и полиции. Часто основу этих банд групп составляли бывшие офицеры Южно-Африканской армии и спецслужб уволенные после прихода к власти сторонников АНК. По стране прокатилась волна насилия, почувствовав ослабление контроля, на границах зашевелились некогда притихшие банд-группы получившие новое оружие и профессиональных инструкторов, а так же командиров, некогда боровшихся с ними же при «старой республике».
Новому руководству ЮАР пришлось принимать срочные меры, что бы удержать ситуацию под контролем. Бывшая полиция ЮАР - SAP (South African Police) сейчас называется SAPS (South African Police Service). Униформа, звания и структура - все было изменено, чтобы продемонстрировать переход власти от белых к чернокожим. Например, нынешний национальный комиссар полиции - чернокожий, без опыта работы в полиции, зато он занимает значительный пост в АНК (Африканском национальном конгрессе). SAPS плохо финансируется, а его моральный дух не выдерживает никакой критики.
Коррупция сильна как никогда! Ключевые посты в Национальном разведывательном агентстве National Intelligence Agency (NIA) занимают чернокожие, у которых нет соответствующего опыта. Например, в совершенно секретной штаб-квартире NIA около Йоханнесбурга в начале этого года "потерялись" несколько компьютеров с важной информацией и 13 микроавтобусов - ничего так и не вернули! В настоящее время разразилось несколько публичных скандалов о коррупции в NIA, трениях между разведкой и SAPS. Профильная деятельность NIA и SAPS приносит чрезвычайно низкие результаты в таких областях, как тяжкие преступления, гангстеризм и т.п.
Расследования этих преступлений ведутся с минимумом арестов и бесконечными задержками. Точно такая же картина в Южноафриканском агентстве безопасности South African Secret Service (SASS) и в военной разведке - MilitaryIntelligenceDepartment - везде белых профи заменили чернокожие без всякого опыта. К сожелению сегодня ЮАР – криминальная страна, об этом говорят сами жители. При этом никто не спешит уезжать из ЮАР. Дескать - надо просто соблюдать правила безопасности. Во многих более или менее состоятельных домах установлена сигнализация и защита на окнах. А в Йоханнесбурге, чем состоятельнее район, тем выше заборы вокруг домов и больше проводов под электрическим током.
В совокупности с катастрофической переполненностью тюрьм страны, статистически подтверждаемым лидированием ЮАР среди стан всего мира в области количества совершаемых особотяжких телесных и насильственных преступлений, а также наличия в обороте огромного количества огнестрельного оружия при сохранившихся де-факто на тот момент многочисленных группировок «бойцов против апартеида», принадлежавших к военному крылу правящей партии АНК и ставших «безработными» ввиду победы над режимом апартеида, а также ввиду резкого ухудшения экономической ситуации в стране – всё это привело к массовому разгулу бандитизма и невероятному росту преступности в стране. На этом фоне белые фермеры из числа "буров" формируют вооруженные отряды самообороны и не редко сами берут на себя правоохранительные функции в границах занимаемой ими земли, причем иногда под видом отрядов самообороны начинают действовать "белые" экстримисткие организации гостиприимно открывшие двери бывшим "белым" полицейским и военным... всем тем, кому не нашлось места в новой структуре силовых ведомств "нового" ЮАР, при этом их навыки и знания остались очень востребованы по другую сторону закона.
Александр МАЙОРОВ