logo

Feldkanone C/64 - киевская находка

ЭХО КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

Во время одного из журналистских рейдов по окрестностям города Киева, в детском яхт-клубе который курируется вице-адмиралом Гайдуком, я наткнулся на очень интересный предмет – а именно на пушку, явно позапрошлого века. Пушка оказалась с историей....

Feldkanone C/64

     Во время одного из журналистских рейдов по окрестностям города Киева, в детском яхт-клубе который курируется вице-адмиралом Гайдуком, я наткнулся на очень интересный предмет – а именно на пушку, явно позапрошлого века.  Внимательно осмотрев раритет стоящи на самом видном месте в центре яхт-клуба, я поинтересовался у адмирала Гайдука историей этого орудия.  Рассказал он немного. Ему было известно только, что орудие было привезено в дар детскому спортивному заведению из Крыма. Что это за пушка, там они и сами не знали, знали только, что она, вероятнее всего, принимала участие в штурме Севастополя и осталась в Крыму в качестве трофея брошенного британцами при уходе с полуострова.

     Я внимательно осмотрел раритет, и начал искать, что это за орудие. А пушка оказалась действительно очень интересным экспонатом. Во-первых – их в мире в таком более или менее хорошем состоянии осталось единицы. Во-вторых, орудие не британское, а прусское. И в третьих – эта модель орудия, по сути, изменила ход истории и тактику боевых действий со времен Франко-Прусской войны.

ГРОЗА ФРАНЦУЗОВ

     Итак, мне на глаза, оказывается, попалась 4-фунтовая Feldkanone C/64, она же 8cm (78,5 мм) Stahlkanone C/67 более поздней модификации. Орудия этой серии имели стальные нарезные стволы и казенное заряжание с закрывающимся затвором, это обеспечивало им гораздо более высокую скорострельность, чем у дульнозарядных французских полевых пушек того же времени.
     Вообще, эта пушка, является одним из редких примеров, когда армии передовых, промышленно развитых стран за счет технического превосходства легко одерживали верх над равным им по силе и ресурсам противником. Причем в нашем случае это была новейшая конструкция полевого орудия, появившегося на полях сражений франко-прусской войны 1870-1871 годов.  Именно благодаря новейшим орудиям, прусская армия просто раскатала самую сильную армию на континенте… французов.  Появление этого «крупповского» орудия было равносильно появлению уже позже на полях сражений Первой мировой войны – пулемета Максим. И кстати, эффект превосходства достигался тем же – скорострельностью.


     Стандартной скорострельностью орудия Круппа считались шесть выстрелов в минуту, однако опытные канониры мог выпускать до 10 снарядов в минуту, это было просто нереально на то время для других конструкций орудий. Например, максимальный темп стрельбы тренированных  французских артиллерийских расчетов  не превышал двух выстрелов в минуту. Кроме этого, скорострельность дополнялась и высокой насыщенностью орудиями нового поколения в прусской армии, когда как Франция, вступила в войну с устаревшим, хотя, и все еще очень эффективным орудийным парком, который по каким-то причинам не обновлялся с такой же скоростью как у прусской армии.  

     950 французских пушек и гаубиц разных конструкций, еще какое то время сдерживали натиск. Но были быстро подавлены артиллерией Пруссии. А замены не было, когда как у прусской армии шло постоянное материальное пополнение. В войсках Пруссии тогда уже было около 1000 новейших пушек, это кроме устаревших 1334 разнотипных образцов.  Да и дело еще было  не только в количестве и высокой скорость стрельбы крупповских пушек, но и их «дальнобойности».


     Прусские орудия забрасывали фугасные снаряды на дистанцию до 3500 метров, без труда подавляя батареи противника, когда как у французских полевых артиллерийских систем предельная дальность стрельбы не превышала 2500-2800 метров, что делало прусские расчёты просто недосягаемые для французских пушек.  После первых же залпов, подавлялась артиллерия противника, а дальше пушки поддерживали наступающую пехоту, выкашивая ураганным огнем бегущего противника.  По сути, сменилась  и тактика ведения боя, что принесло Пруссии военную победу над Францией.

 

«КИЕВСКАЯ» находка

     В результате моих полевых исследований, и поиску в сети информации об этих орудиях, я выяснил, что модификаций этого типа орудий было несколько.  Первая крупносерийная казнозарядная модель полевого орудия со стальным стволом, была  - пушки Feldkanone C/61, ее приняли на вооружение прусской армии в 1861 году. Затвор был поперечно-скользящий, замыкающий снаряд в казеннике. Использовался затвор  конструкции Варендорфа. Правда он изначально был достаточно сложным, в  его состав входил поршень, запиравший канал ствола, и поперечный клин, входивший в отверстия ствола и поршня.  Снаряд или ядро закатывались в ствол, забивался пороховой заряд, а дальше как в старом добром дульнозарядном орудии – фитиль, запал, выстрел. 

     Конечно, это было быстрее, чем  из более простых дульно-зарядных конструкций, однако через запирающий клин, шел прорыв газов. Этим стали бороться добавлением в заряд металлической короткой гильзы-обтюратора. Потом вдруг немцев осенило – а чего бы, не использовать эту самую гильзу, как носитель заряда? Так появилась модификация с раздельным заряжанием, где гильза с зарядом была унитарной, как патрон, а снаряды разные, в зависимости от целей и задач. Применялись осколочные и зажигательные гранаты, шрапнельные и картечные заряды. При использовании гранаты дальность максимальная дальность стрельбы достигала 3700 м. Для картечи – не более 300 м. Претерпел изменение и затвор, ставший более похожим на современные артиллерийские затворы. Систему Варендорфав новой модификации 1864 года посчитали нецелесообразной и заменили т.н. затвором Круппа. Это была ранняя версия горизонтального клинового затвора с ручным управлением, которая в будущем стала прародителем современной конструкции орудийных затворов.


     Модель, которую осматривал в Киеве я, как раз образца 1864 года. Основная часть модификаций орудия, затронула ствольную группу, при этом видоизменился лафет – он стал металлическим. Широко применялась модификация механизмы наведения орудия и других боевых элементов пушки. Все это я наблюдал на киевском раритете. Однако уже более поздняя модификация образца 1867 года имела другую конструкцию затвора, что говорит мене, о том, что передо мной было именно орудие образца 1864 года. И оно реально могло быть закуплено британцами перед событиями в Крыму и брошено там при отступлении с полуострова.


     Кстати, я для себя понял, зачем у этой пушки был такой разнос колес, и зачем нужен был стальной лафет – а оказывается, лафет помимо орудия нес на себе зарядные ящики и четыре стальные «сидушки»  на котором восседал артиллерийский расчет во время марша, это ускоряло время развертывания батареи в разы.  

     В случае быстрого развертывания батарея до прибытия боеприпасов уже несколько минут могла вести бой за счет носимого на орудии боезапаса.  Естественно на том раритете, который я обнаружил в Киеве, зарядных ящиков и мест артиллеристов не сохранилось, как и не сохранилось колес, они то были деревянные.  Все остальное в приличном состоянии – вот что значит крупповская сталь!

 

Александр РУЧКО

 

номер 52 » Feldkanone C/64 - киевская находка