ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

НАЧАЛО «ЧЕЧНИ»

     С началом перестройки среди чеченцев усилились настроения по возрождению национальных и религиозных традиций, укрепились связи с рядом арабских и мусульманских стран и с соотечественниками в Афганистане, Иордании, Турции и других ближневосточных государствах.
В ноябре 1990 г. был созван Общенациональный конгресс чеченского народа /ОКЧН/, где была провозглашена Декларация об образовании Республики Нохчи-Чо.
     Весной 1991 г. ОКЧН развернул массовую пропаганду в пользу выхода из состава России. На политической арене появился отставной генерал Советской армии Джохар Дудаев.
     Дудаев и его союзники - Зелимхан Яндарбиев и Яраги Мамодаев, выдвинули тезис полного отделения от России и создания независимого исламского государства.
В июле 1991 г. 2-й съезд ОКЧН принимает заявление о том, что более республика не входит в состав РСФСР и СССР.
     После августовского путча 1991 г. обстановка в Чечено-Ингушетии обострилась. Начались широкомасштабные продудаевские митинги, были созданы первые незаконные вооруженные формирования.

     21 августа Джохар Дудаев становится президентом Республики.

     15 сентября Верховный совет Чечено-Ингушской Республики самораспустился, и власть перешла к ОКЧН /Общенациональному конгрессу чеченского народа/, а затем лично к Джохару Дудаеву.

С 5 октября была прекращена деятельность КГБ и МВД Республики.

     1 ноября был обнародован Указ Дудаева «Об объявлении суверенитета Чеченской республики с 1 ноября 1991 г.»

 

МИРНЫЙ ПЕРИОД (1991-94 гг.)

 

Высшее военное руководство

     В соответствии с указом Дудаева №2 от 8 ноября 1991 г., было учреждено военное министерство, и все военные формирования «независимо от порядка подчиненности» переходили в полное распоряжение министерства. На основании закона ЧР /Чеченской Республики/ «О президентской деятельности» и указа №16 от 9 декабря 1991 г. президенту подчинялись «все вооруженные формирования на территории Чеченской республики».

     Основой командного состава чеченской армии стали бывшие офицеры Советской Армии, у многих из которых был опыт боевых действий в Афганистане и других горячих точках. Начальником штаба Вооруженных Сил стал Аслан Масхадов, бывший командир самоходно-артиллерийского полка Советской Армии.

 

Комплектование армии ЧРИ

     Закон об обороне ЧР от 24 декабря 1991 г. ввел обязательную воинскую службу для всех граждан Чечни мужского пола; при этом на действительную службу призывались юноши 19-26 лет.

     Основой Вооруженных Сил являлась Национальная гвардия.

     На основании указа Дудаева №29 от 17 февраля 1992 г. военнослужащие — граждане ЧР, самовольно оставившие воинские части на территории СССР и изъявившие желание служить в ВС ЧР реабилитировались, а возбужденные против них уголовные дела прекращались.

С целью комплектования армии объявлялся призыв офицеров и сержантов запаса.

     За период 1991-1994 гг. было проведено шесть мобилизаций в ряды Вооруженных Сил Чеченской Республики Ичкерия.

 

Структура армии ЧРИ

     В составе Вооруженных Сил Республики предполагалось иметь сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, войска ПВО, и Пограничные войска.
     Предусматривалось создание небольшой, мобильной, высокопрофессиональной армии.
     В составе сухопутных войск планировалось иметь четыре корпуса трехбригадного состава.      
     Штатная численность корпуса — около шести тыс. военнослужащих.
     Корпуса формировались по территориальному признаку и размещались по зонам. Западная зона включала Ачхой-Мартановский, Урус-Мартановский и Грозненский районы; Северная — Надтеречный, Наурский и Щелковский; Центральная — Ленинский, Старопромысловский, Заводской, Октябрьский, Шалинский и Гудермесский.
     В центральной зоне планировалось дислоцировать два корпуса.
     Предпринимались меры по обучению национальных кадров. На базе кафедры военной подготовки Грозненского нефтяного института был открыт военный колледж по подготовке офицеров пяти специальностей: мотострелков, артиллеристов, десантников, пограничников и связистов. В общей сложности, в колледже прошло обучение не менее 700 человек.
     Несмотря на наличие большого авиапарка, количество подготовленных летчиков было недостаточным (всего 41 пилот), поэтому шла ускоренная подготовка летного состава (около 100 курсантов) на базе «Калиновская» бывшего Армавирского ВАУ /Высшего Авиационного училища/. Около 40 курсантов было отправлено на обучение в Турцию. Младшие специалисты ВВС готовились в школе сержантов в г. Грозном.
     Кроме собственно Вооруженных сил (Национальной гвардии) существовали также Президентская гвардия, части МВД, ополчение и отряды самообороны.
     Президентская гвардия осуществляла охрану президента Чечни и важных правительственных объектов.
     Подразделения МВД в контакте с Департаментом государственной безопасности решали вопросы внутренней стабильности Республики.

     Ополчение должно было созываться с началом военных действий для поддержки регулярной армии; каждый отряд самообороны комплектовался выходцами из одного населенного пункта, негодными к военной службе по состоянию здоровья или возрасту и предназначался для его непосредственной обороны.

     Одновременно шла вербовка наемников из всех стран. Подбирались люди с опытом диверсионно-партизанской войны в горах и городских условиях.

     Иностранные добровольцы/наемники, в основном были из стран СНГ, правда встречался и «импорт»:

Азербайджанцы — около 150 чел.

Арабы — около 100 чел.

Афганцы — около 200 чел.

Прибалты — около 80 чел.

Русские — около 450 чел.

Турки — около 200 чел.

Украинцы — около 300 чел.

..................................................

Всего - около 1500 чел.

     Численность Вооруженных сил Ичкерии к началу военных действий (декабрь 1994 г. ) составляла около 15 тыс. человек.
     Президентская гвардия состояла из 2 тыс. гвардейцев, в МВД / ДГБ — 3,5 тыс. служащих.
     В ополчении насчитывалось до 40 тыс. человек.

 

 

Униформа вооруженных формировании ЧРИ

     В период с 1991 г. по 1994 г. Чеченская Республика Ичкерия формировала национальные вооруженные силы. Наряду с другими проблемами, руководство Республики столкнулось с необходимостью введения форменной одежды и знаков различия. Ни до, ни во время войны этот вопрос так и не был решен.

 

Головные уборы

     Лишь подразделения Президентской гвардии имели однотипные темно-зеленые береты. Остальные формирования не имели унифицированных головных уборов. В начальный период войны часто носили стальные шлемы РА цвета хаки или, зимой, белого цвета. Крайне ограниченно использовались немецкие каски образца 1936 г. В качестве основного головного убора применялись береты, как фабричного изготовления России и зарубежных государств, так и полностью самодельные. Цветовая гамма их необычайно широка: зеленые, черные, малиновые, серые и даже трофейные голубые береты ВДВ РФ! Чеченский ОМОН мог носить черные береты с советской символикой — кокардой и флажком. Встречались также цивильные папахи, панамы, кепки и головные платки. Широкое распространение имели повязки зеленого цвета, которые встречались на всех типах головных уборов, включая даже папахи! На повязки обычно наносилась белой или черной краской (арабской вязью) сура из Корана или слова «Аллах акбар», часто по-русски.

 

Униформа и снаряжение

     Чеченские формирования, вне зависимости от их структурной принадлежности (армия, МВД/ДГБ, Президентская гвардия) почти все носили различные типы советского и российского камуфлированного обмундирования. Кроме того, было закуплено некоторое количество турецкой боевой формы. Редко встречались также отдельные образцы обмундирования стран НАТО, в основном США. Практически каждый «защитник Аллаха» был в той или иной степени одет в гражданскую одежду, причем в ополчении и отрядах самообороны эта тенденция возрастала. С началом военных действий и превращением регулярной армии в отдельные отряды, количество используемых предметов гражданской одежды также резко увеличилось.

     Для размещения оружия и боеприпасов использовалось стандартное армейское снаряжение Российской армии; очень часто встречались также всевозможные варианты разгрузочных систем—«лифчиков» и разгрузочных жилетов, и военного, и охотничьего, и гражданского назначения.

     Могли использоваться в качестве защитного снаряжения, захваченные у федеральных войск бронежилеты российского производства.

 

Знаки различия

     В чеченских формированиях существовало два основных знака национальной принадлежности: флажок и герб.
     Флажок национальных цветов (зелено-бело-красный) мог располагаться на головном уборе, а также на рукаве или груди. В редких случаях он располагался спереди на бронежилете.
     Герб представляет собой силуэт волка под луной, заключенный в полумесяц. Внутри полумесяца расположены девять звезд, олицетворяющие основные тейпы чеченцев; полумесяц переходит в национальный орнамент.

     Герб часто использовался в виде нашивки на головном уборе или униформе. Кроме того, он находился в центре обоих вариантов национальной кокарды.
     В качестве знаков различия офицерского и командного состава использовались пятилучевые звездочки ВС СССР и РФ, а также национальные трехлучевые звездочки белого металла.

 

Обувь

     Основным видом обуви являлись армейские ботинки различных типов российского производства. Летом повсеместно использовались кроссовки или кеды. Многие боевики чеченского ополчения и отрядов самообороны были обуты в кирзовые сапоги

 

 

Вооружение

     В период с 1991 г. по 1994 г. оружие и вооружение поступало в республику из следующих источников: закупки в СНГ и за рубежом; получение от Министерства обороны РФ; захват и хищение со складов МО РФ; собственное изготовление.
     А разворовывать и захватывать было где и что:
     На территории Чечни находились следующие объекты вооруженных сил Российской федерации:
- 173-й гв. окружной учебный центр Северо-Кавказского ВО (бывшая 42-я гв. мотострелковая дивизия);
- 903-й зенитный ракетный полк;
- 382-й учебный авиаполк;
- запасной узел связи Каспийской флотилии;
- управление 93-го радиотехнического полка 12-го корпуса ПВО;
- военно-технические склады Армавирского военно-авиационного училища;
- 566-й конвойный полк ВВ МВД России.
     Большую часть вооружения и снаряжения войска ЧРИ «приватизировали» на советских армейских (российских) складах. МО РФ своевременно не организовало  вывоз оружия и снаряжения из мятежной республики, и 30% его было захвачено чеченскими формированиями.
     После этого Директивой Министра обороны Российской Федерации Павла Грачева №316/1/0308ш от 28 мая 1992 г. было передано Дудаеву 50 % оружия и вооружения, находившегося на территории республики, однако реально было передано и захвачено более 80 % военной техники и около 75 % стрелкового оружия.

     По самым скромным подсчетам, Российской армией, органами ГБ и ВД в это время было оставлено в Чечне более 60000 единиц стрелкового оружия, в том числе 18832 5,45-мм автомата АК/АКС-74, 9307 7,62-мм автоматов АКМ/АКМС, 533 7,62-мм снайперские винтовки СВД, 138 30-мм станковых автоматических гранатометов АГС-17 «Пламя», 678 танковых и 319 крупнокалиберных пулеметов ДШКМ/ ДШКМТ/НСВ/НСВТ, а также 10581 пистолет ТТ/ПМ/АПС, более 2000 ручных пулеметов Калашникова РПК и ПКМ, 7 переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла-1», неустановленное количество ПЗРК «Стрела-2», 2 комплекса противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Конкурс», 24 комплекса ПТУР «Фагот», 51 комплекс ПТУР «Метис» и не менее 740 снарядов к ним, 113 РПГ-7.

     Наряду с этим чеченцы получили значительное количество боеприпасов к стрелковому оружию, в том числе более 200000 ручных фанат: Ф-1 — 72000 шт., РГД-5 — более 25000 шт., реактивных противотановых гранат одноразового действия РПГ-22, РПГ-26, РПГ-27 — 80000 шт. И это только то оружие, которое было оставлено армией, органами безопасности и внутренних дел в 1991-1992 гг.
     Приток вооружения и боеприпасов продолжался в регион и впоследствии, причем количество поступающего оружия в Чечню имело в 1992-1994 гг. постоянный устойчивый рост, не контролируемый со стороны федеральных властей.

     Несмотря на постоянный и массовый экспорт оружия из РФ, тотальное вооружение всего мужского населения Чечни, стрелкового оружия все равно не хватало в нужных количествах. На вооружении,  бойцов армии ЧРИ можно было встретить  и устаревшие и даже экзотические образцы стрелкового оружия: ППШ-41, карабин Мосина, ручные пулеметы ПД и МГ-42, крупнокалиберный пулемет ДШК, охотничьи ружья (от допотопных курковых до современных помповых).

     Отсутствие необходимого количества огнестрельного оружия привело к мелкосерийному производству в 1992 г. на мощностях Грозненского машиностроительного завода «Красный молот» 9-мм пистолета-пулемета К6-92 «Борз» яко бы собственной разработки. Он был рассчитан под 9-мм патрон пистолета Макарова и допускал ведение одиночного или автоматического огня. Максимальное упрощение конструкции, использование не оружейных, а инструментальных марок сталей, применение только штампованных деталей привели к тому, что «Борз» отличался низкой живучестью ствола, неполным сгоранием пороховых газов и обильным их выделением при автоматической стрельбе.

     Особо следует отметить некоторые особенности внешнего вида стрелкового оружия. Зимой часто встречались образцы, обмотанные бинтами, либо окрашенные в белый цвет. Кроме того, не имея возможности украсить оружие каким-либо иным способом, «защитники аллаха» часто наклеивали на цевье изображение флага либо герба: или повязывали ствол зеленой лентой.

 

Тяжёлое вооружение армии ЧРИ

     Что касается крупного вооружения, то в разные периоды, с 1991 по 1994 годы, было захвачено чеченцами или передано армии ЧРИ:
     Две пусковые установки оперативно-тактических ракет «ТОЧКА» -  в не боеготовом состоянии.
     111 УТС /Учебно-тренировочных реактивных самолетов/ Л-39 и 149 УТС /Учебно-тренировочных реактивных самолетов/ Л-29, самолеты были переделаны в легкие штурмовики; три истребителя МиГ-17 и два истребителя МиГ-15; шесть самолетов Ан-2 и два вертолета Ми-8. 117 шт. авиационных ракет Р-23 и Р-24, 126 шт. — Р-60; около 7 тыс. снарядов ГШ-23.
     42 танка Т-62 и Т-72, 34 БМП-1 и -2; 30 БТР-70 и БРДМ; 44 МТ-ЛБ; 942 автомобиля.
     18 РСЗО «Град» и более 1000 снарядов к ним.
     139 артсистем, в т.ч. 30 122-мм гаубиц Д-30 и 24 тыс. снарядов к ним; а также САУ 2С1 и 2СЗ; неустановленное количество противотанковых пушек МТ-12.
     Пять разнотипных ЗРК (Зенитно-ракетных комплексов), 25 разнотипных ЗУ  (зенитных установок), 88 ПЗРК «Стрела-1» и «Стрела-2М» (переносных зенитных ракетных комплексов); 105 шт. ЗУР (зенитных управляемых ракет) к комплексам С-75.
     590 единиц противотанковых стредств, в т.ч. два ПТРК /противо-танковых ракетных комплекса/ «Конкурс», 24 комплекса ПТУР /противо-танковых управляемых ракет/ «Фагот», 51 комплекс ПТУР «Метис», 113 комплексов РПГ-7.
     Около 60 тыс. единиц стрелкового оружия, более 200 тыс. ручных гранат.
     27 вагонов боеприпасов; 1620 т ГСМ; около 10 тыс. комплектов вещевого имущества; 72 т продовольствия; 90 тонн медицинского имущества.
     В соответствии с разделением чеченских ВС на регулярные войска и ополчение штатное армейское оружие шло армии, а все остальное — ополченцам. Подавляющее большинство ополченцев, вообще вооружалось за свой счет, отсюда и такая популярность низкокачественного «БОРЗа».

 

ЧЕЧЕНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ 1996-2000


     С окончанием в 1996 г. активных боевых действий с федеральными войсками, правительство Аслана Масхадова предприняло попытку создания регулярных вооруженных сил, силовых структур и иных институтов государственной власти. Снаряжение, униформу, знаки различия и оружие заказывалось из различных источников, часть грузов перехвативалось ФСБ России, так в руки русских чекистов попала партия униформы, знаков различия и многих других видов снаряжения которые шли контрабандой через территорию России из Прибалики. ВИДЕО НТВ - ЗАХВАТ ГРУЗА ДЛЯ ИЧКЕРИИ.

     Однако ни новая униформа, ни знаки различия, ни новое оружие, так и не смогли укрепить ни дисциплину, ни профессианализм разношерстной армии ЧРИ. Дабавте сюда непризнание на мировой арене Чеченской Республики Ичкерия как суверенного государства, крайне сложная экономическая ситуация, амбиции бывших соратников, а также рост ваххабизма, и вы поймете, что постепенно свело на нет все усилия по превращению Чечни в более или менее сильную стабильную независимую страну с проессиональной армией.

     Можно сказать, что выиграв войну в 1996-м на «тактическом» уровне, чеченское общество в целом проиграло ее на «стратегическом». В начале войны народ в подавляющем большинстве одобрял идею независимости Республики, авторитет лидера государства был непререкаем, а традиционный уклад жизни казался незыблемым, но в ходе военных действий и по их окончании картина изменилась. Полевые командиры «набрали вес» и не подчинялись центральному руководству, канули в Лету многие традиции, характерные для кавказских народов. Отныне старший не являлся авторитетом, частные интересы встали над интересами не только страны, но и родного тейпа, а деньги и сила решали все проблемы. Интересно, что с одной стороны среди боевиков наблюдался резкий рост интереса к исламу, в том числе и к одному из его суннитских направлений — ваххабизму, а с другой, несмотря на категорическое запрещение Кораном распития спиртных напитков, приема наркотических веществ, глумления над пленными и т.д., все эти явления стали обыденностью во многих незаконных вооруженных формированиях.

     Генеральская кокарда            Офицерская кокарда            Солдатская

 

     Столкнувшись с такой ситуацией Аслан Масхадов не смог ей ничего противопоставить до самой своей смерти. В результате территория Чечни превратилась в своего рода «лоскутное одеяло», где каждая боевая группа, каждый независимый отряд контролировали свою территорию, лишь в той или иной степени контактируя с правительством в Грозном. На конец 1999 г. вооруженные формирования ЧРИ являлись таковыми лишь в свете их общей борьбы с федеральными силами, но никак не в смысле общего руководства.

     6 октября 2007 года самопровозглашённый президент ЧРИ Доку Умаров объявил об упразднении ЧРИ и провозгласил образование Кавказского Эмирата. В своем обращении Умаров провозгласил себя «амиром моджахедов Кавказа», «предводителем Джихада», а также «единственной законной властью на всех территориях, где есть моджахеды». Через несколько дней он оформил свои «решения» указами («омра») — Омра № 1 «Об образовании Имарата Кавказ» и Омра № 4 «О преобразовании Чеченской Республики Ичкерия в Вилайят Нохчийчоь (Ичкерия) Имарата Кавказ» — оба от 10 октября 2007 года. При этом он отрёкся от «конституции» ЧРИ 1992 года — «закона тагута», гласившей, что «Народ Чеченской Республики Ичкерия является единственным источником всей власти в государстве.» и рассматривает единственным источником власти не народ, а Аллаха. На этом "чеченская эпопея" начала клониться к логическому закату.

 

 

Major©

 

 


Новости